|
Один ракшаса совершил поклонение Брахме и просил у него в дар силу, которая
позволила бы ему разрушить весь мир. Брахме не очень-то хотелось выполнять
такую просьбу. Притворившись, что согласен, он велел ракшасе подождать. Дэвы,
услыхав это, очень испугались и, явившись к Шиве, рассказали ему все. Шива стал
танцевать, чтобы отвлечь Брахму от выполнения обещанного и таким образом спасти
мир.
РОЖДЕНИЕ СУБРАХМАНЬИ
Асура Тарака изгнал с небес всех богов. Боги явились к Брахме. Брахма
сказал богам: «Этот асура приобрел такую силу моей милостью. Я не могу
уничтожить его. Я предложу вам один план. Идите к Господу Шиве. Он пребывает в
йогическом самадхи. Подвергните Его искушению соединиться с Парвати. У него
родится могущественный сын, который уничтожит асуру».
И тогда Индра попросил бога любви Каму отправиться вместе со своей женой
Рати, захватив с собой богиню Васанту (Весну), на гору Кайласа, обитель Господа
Шивы. Все трое тут же отправились на Кайласу, и там началась весна. Все риши
были чрезвычайно удивлены. Кама спрятался за деревом и пустил в Шиву свою
стрелу. Как раз в это время Парвати совершала поклонение Шиве, предлагая Ему
цветы. Ее рука коснулась рук Господа. Внезапно Он почувствовал дрожь страсти, и
Его семя излилось. Желая узнать, что же так отвлекло Его от Его йоги, Шива
оглянулся и заметил за деревом Каму. Он открыл Свой третий глаз. Вырвавшееся
пламя превратило Каму в пепел.
Агни, бог огня, поймал семя Шивы, но оказался не в состоянии удержать его.
Он бросил семя в Гангу. Ганга вынесла его в заросли тростника. Там и родился
Субрах-манья, прозванный впоследствии Рожденным-в-тростниках (Шараджанма,
Шараванабхава). Субрахманья возглавил войско дэвов и, как и рассчитывал Брахма,
уничтожил того асуру.
ГОСПОДЬ ШИВА И ДАКША
Дакша присутствует на жертвоприношении, совершаемом мудрецами,
прародителями мира; оскорбленный тем, что подошедший к нему Рудра не почтил его,
Дакша обращается к Нему со словами укора и покидает это место. Нандишвара, в
свою очередь, проклинает Дакшу и прочих брахманов. Затем Рудра также покидает
место жертвоприношения.
Дочь Дакши Сати, носящая также имя Дакшаяни, просит у Господа Шивы
разрешения посетить жертвоприношение, устраиваемое ее отцом, и Шива указывает
ей, насколько неосмотрителен был бы такой поступок.
Вопреки совету своего Супруга, Сати отправляется на жертвоприношение Дакши.
Игнорируемая отцом и рассерженная тем, что Рудре не выделена доля в
жертвоприношении, Сати прославляет величие своего Господина, сурово порицает
Дакшу и с помощью йоги оставляет свое тело.
Узнав о том, что Сати покинула тело, разгневанный Шанкара сотворяет
Вирабхадру из Своей джаты (скрученных прядей волос), и Дакша погибает.
Брахма, которому боги поведали об уничтожении Дакши, умиротворяет Рудру, и
Дакша совместно с прочими оживает.
Удовлетворенный той хвалой, которую вознес Ему Брахма, Шива отправляется
вместе с богами к месту жертвоприношения; Дакша и остальные оживлены; из
жертвенного пламени возникает Вишну, и Дакша вместе со всеми возносит Ему хвалу.
После завершающего церемонию омовения боги возвращаются к себе. Согласно
Майтрейе, этот рассказ приносит слушающему его большую пользу, наряду с
рассказом о рождении Сати как Парвати и рождении Сканды.
ДАКШИНАМУРТИ
На горе Кайласе, в чертоге, изящно украшенном драгоценными камнями,
восседал Господь Шива вместе с Богиней Парвати. В то время Деви совершила
поклонение Господу и попросила Его изменить Ее имя Дакшаяни, данное Ей прежде,
так как Она была дочерью Дакши. Это был тот самый Дакша, которого Господь Шива
предал смерти за непочтительность и высокомерие. Услышав эту просьбу, Господь
Шива повелел, чтобы Деви родилась дочерью Парватараджи, который предавался
суровому тапасу ради обретения ребенка. Также Он поведал Парвати, что явится за
Ней, чтобы взять Ее в жены. По велению Господа Парвати Деви родилась у
Парватараджи и с пяти лет начала совершать суровый тапас, чтобы стать невестой
Господа Шивы.
Пока Деви отсутствовала, к Господу Шиве, пребывавшему в одиночестве,
явились сыновья Брахмы — мудрецы Санака, Санандана, Санатана и Санаткумара,
чтобы получить даршан Господа. Они простерлись перед Ним и умоляли Его открыть
им способ удалить авидью и достичь спасения. Они признались, что усердное
изучение священных текстов не принесло им внутреннего покоя, и им необходимо
проникнуть в те глубинные тайны, познание которых позволит им обрести спасение.
Услышав просьбу мудрецов, Господь Шива принял образ Дакшинамурти, и
продолжая пребывать в этой форме Высшего Гуру, стал обучать их таинству
соблюдения мауны; также Своей рукой Он показал им чинмудру. Мудрецы стали
медитировать тем способом, какой указал им Господь, и достигли состояния
невыразимой и безграничной радости. С тех пор Господа Шиву именуют
Дакшина-мурти. Да осенит всех нас благословение Господа Дакши-намурти! По Его
милости да проникнете вы в глубины сознания и насладитесь непреходящим миром и
блаженством!
ТРИПУРА-САМХАРА
Об этом повествует книга «Карна-парва» великой «Махабхараты». Когда-то,
|
|