|
Сейчас ученые утверждают, что все есть энергия, и что энергия лежит в
основе всех форм материи. Последователи школы шакта говорят об этом с
незапамятных времен. Они считают также, что эта энергия — лишь ограниченное
проявление Бесконечной Высшей Силы, Махашакти.
Шакти всегда с Шивой. Они неразлучны, как огонь и жар. Шакти преобразуется
в нада, и нада — в бинду. Мир есть проявление Шакти. Шуддхамайя — это чит-шакти.
Пракрити — это джада-шакти. Нада, бинду и все прочее суть лишь названия
различных аспектов Шакти.
Бессчетные вселенные — лишь пылинки у святых стоп Божественной Матери. Ее
слава невыразима. Ее великолепие несказанно. Ее величие неописуемо. Она
изливает Свою милость на тех, кто искренне предан Ей. Она ведет индивидуальную
душу от чакры к чакре, от уровня к уровню и соединяет ее с Господом Шивой в
сахасраре.
Тело есть Шакти. Нужды тела — Ее нужды. Когда человек наслаждается, это
Шакти наслаждается через него. Ей принадлежат его глаза, уши, руки и ноги. Она
видит его глазами, слышит его ушами. Тело, ум, «рана, чувство «я», интеллект,
все органы и все процессы суть Ее проявления.
Шактизм рассматривает личностный и безличный аспекты Божества. Брахман
может быть нишкала (без пракрити) или сакала (с пракрити). Последователь
веданты расскажет вам о Нирупадхика-Брахмане (чистом Ниргуна-Брахмане, лишенном
майи) и Сопадхика-Брах-мане (с упадхи, майей). По сути это одно и то же.
Разница только в названиях. Все это — игра слов, шабда-джалам. Люди спорят друг
с другом из-за слов, ведут словесные войны, ссорятся из-за мелочей, занимаются
логическими упражнениями и интеллектуальной гимнастикой. На самом же деле
сущность едина. Глина истинна. Вещи, которые из нее сделаны — горшки и все
прочее — различаются лишь названиями. Шакти в Ниргуна-Брахмане потенциальная,
тогда как в Сагуна-Брахмане она кинетическая (динамическая).
Основа шактизма — Веды. Шактизм утверждает, что единственный источник и
авторитет (прамана) в том, что касается трансцендентальных или сверчувственных
явлений, таких, например, как природа Брахмана, — это Веды. Шактизм — это всего
лишь веданта. Духовный опыт такты идентичен опыту ведантиста.
«Деви-сукта», «Шри-сукта», «Дурга-сукта», «Бху-сук-та» и «Нила-сукта»
Ригведы, наряду с особыми шактист-скими Упанишадами, такими как «Трипуратапини
Упа-нишад», «Ситопанишад», «Деви Упанишад», «Саубхагья-Лакшми Упанишад»,
«Сарасвати Упанишад», «Бхавано-панишад», «Бахвричопанишад» и др., прямо
указывают на материнский аспект Бога. «Кена Упанишад» также повествует об Уме
(Хаймавати), которая открыла знание Себя Индре и дэвам.
Божественная Мать повсюду тройственна. Она обладает тремя гулами — саттвой,
раджасом и тамасом. Она проявляется как воля (иччха-шакти), действие
(крия-шакти) и знание (джняна-шакти). Соединенная с Брахмой, Она — Брахма-шакти
(Сарасвати), с Вишну — Вишну-шакти (Лакшми), и Шива-шакти (Гаури) в соединении
с Шивой. Поэтому Она зовется Трипурасун-дари (Прекраснейшая в трех мирах).
Обитель Трипурасундари, Божественной Матери, называется Шри-Нагара. Это
великолепное жилище окружено двадцатью пятью крепостными валами,
представляющими собой двадцать пять таттв. Посредине расположен ослепительный
дворец Чинтамани. В Шри-Чакре этого чудесного дворца, в бинду-питхе, восседает
Божественная Мать. Такое же Ее обиталище находится и в теле человека. Весь мир
— Ее тело. Горы — Ее кости, реки — Ее вены, океан — мочевой пузырь. Солнце и
луна — Ее глаза. Ее дыхание — ветер, Ее рот — Агни.
Шакти испытывает бхукти (наслаждение миром) и наслаждается мукти (конечным
освобождением). Сам Шива является в образе человека, наделенного жизнью —
смесью боли и радости. Если вы всегда будете помнить это, то любая
двойственность, ненависть, ревность, гордость развеются как дым. Вы должны
рассматривать любую человеческую деятельность как поклонение, религиозный акт.
Удовлетворение естественных потребностей, общение, еда, ходьба, видение,
слышание — становится поклонением Господу, если вы правильно ко всему
относитесь. Это Сам Шива действует в человеке и через него. О каком же тогда
эгоизме или индивидуализме может идти речь? Все действия человека божественны.
Пульс единой вселенской жизни бьется во всех сердцах, видит любым глазом,
действует любой рукой, слышит каждым ухом. Какой потрясающий опыт приобретает
тот, кто почувствует это, сокрушив свое крошечное «я»! Прошлые самска-ры,
прежние васаны, привычка думать по-старому—вот препятствия на вашем пути к
этому ощущению Единого Целого.
Обучающийся должен считать мир идентичным Божественной Матери. Что бы он ни
делал, он всегда чувствует себя образом Божественной Матери, и таким образом
утверждает это тождество. Он чувствует также, что Божественная Мать едина с
Парабрахманом.
Вот что чувствует продвинутый садхака: «Я — Деви, и Деви — во мне». Он
почитает себя как Деви, вместо того, чтобы обожествлять внешние предметы.
«Са'хам — Я есть Она», — говорит он.
Шактизм — это не просто теория или философская система. Он предусматривает
систематическую садхану, йогу, постоянное обучение, соответствующее
темпераменту, способностям и степени продвинутости садхаки. Все это помогает
обучающемуся пробудить кундалини и соединить ее с Господом Шивой, и насладиться
высшим блаженством нирвикалъпа-самадхи. Когда кундалини спит, человек пробужден
для мира. Он обладает предметным сознанием. Когда же Она пробуждена — он спит.
Он теряет всякое осознание мира и становится единым целым с Господом. Во время
самадхи тело сохраняет жизнь благодаря потоку нектара от соединения Шивы и
Шакти в сахасраре.
Нельзя практиковать шакти-йога-садхану без гуру. Он инициирует обучающегося
|
|