|
ь. Вот Вам причинно-следственная связь октября и са-
кэ, правда, пока чисто китайского происхождения (а есть ли
в культурном наследии Японии что-то происхождения ино-
го, а если есть, то сколько — здесь есть место для дискуссии,
но уже в другое время и в другом месте).
В начале октября в Японии созревал рис нового урожая, и
сакэделы приступали к изготовлению из него сакэ, поэтому в
их среде как-то сам собой утвердился обычай отмечать 1 ок-
тября Новый сакэдельческий год. Таким образом, упомянутое
выше решение профсоюзного ЦК о праздновании Дня сакэ,
олицетворяющего коллективный разум японцев и природ-
ные богатства Японии, вызвано не волюнтаристическими, а
вполне исторически обоснованными причинами, которые
не в последнюю очередь обусловлены этаким китайско-
японским симбиозом, столь характерным для Японии.
Теперь, когда для нас ясно как день-деньской, почему
именно 1 октября отмечают День сакэ, пора перейти к выяс-
нению еще одного вопроса: а откуда пошло само это краси-
вое слово сакэ? Что оно красивое, согласны все. Нет разно-
гласий и в том, что так много в этом слове для сердца пьюще-
го слилось. А вот касательно того, откуда пошло это слово,
мнения разделились. Виднейшие лингвисты, историки и дру-
гие специалисты до сих пор спорят об этимологии слова са-
кэ, пытаясь убедить оппонентов в справедливости одной, ес-
тественно, собственной точки зрения. Суть этих споров до-
вольно сложна и требует специальных знаний, поэтому хоте-
лось бы сразу перейти, минуя эти самые знания, к выводам. А
они таковы. В настоящее время ?проходящими? являются 4
версии происхождения слова сакэ.
Первая. Сакэ происходит из выражения сакаэмидзу —
?жидкость процветания? — по следующей схеме: сакаэмидзу
-> сакаэ -> сакээ -> сакэ.
51
Вторая. Сакэ происходит из выражения сакаэ но ки, где
сакаэ — ?процветание?; но — знак, обозначающий родитель-
ный падеж; ки — взято из омики (?священное сакэ?). Транс-
формация этого выражения протекала по схеме: сакаэ но ки
-> сакаэ но кэ (при устном общении ки почему-то замени-
лось на кэ) -> сакаэкэ -> сакэкэ (каэ превратилось в кэ) -> са-
кэ (второе кэ оказалось явно ненужным).
Третья. Сакэ происходит из выражения сакэру — ?избе-
гать, уклоняться?. Если выпить сакэ, то можно избежать про-
студы. Сакэру -> сакэ.
Четвертая. Сакэ происходит от устаревшего слова куси,
обозначавшего — ?странный, удивительный?. Фрукты, упав-
шие в углубление в дереве или камне, выделяли сок, который
подвергался естественному брожению. Человек, выпивший
такой сок, приходил в хорошее настроение. Это было так
странно и удивительно, что сброженный алкогольный напи-
ток из фруктов стали называть куси. Потом это название пе-
решло и на сакэ. Каким образом, однако, куси трансформи-
ровалось в сакэ, понять чисто логически довольно трудно.
Может быть, здесь присутствует и какой-то эмоциональный
момент? Непонятно. Остается поверить авторам этой версии
на слово.
Эти 4 версии, видимо, так и оставались бы доминирующи-
ми, если бы не известный языковед Сусуму Оно, профессор
японской литературы. Ведь именно он обратил внимание на
сущий ?пустяк? — связь между японским и, кто бы мог поду-
мать, тамильским языком. В своей фундаментальной работе
?Формирование японского языка? (?Нихонго но кэйсэй?),
выпущенной издательством ?Иванами сётэн?, профессор,
сравнивая сотни японских и тамильских слов, делает вывод о
близости этих языков. Более того, он выдвигает гипотезу о
том, что где-то на границе старой и новой эпох тамилы рас-
селились вблизи японских островов и оказали заметное вли-
яние как на формирование японского языка в частности, так
и национальной культуры вообще. Если профессор прав, то
получается, что одними из предков японцев были создатели
великой древнеиндийской цивилизации. Ну и дела! А что, мо-
жет, так все и было на самом деле!? Дравиды, создавшие в IIIII
тысячелетиях до н. э. в долине Инда культуру Хараппы,
древнейшую культуру на Индостантском полуострове (у них
была даже своеобразная иероглифическая письменность),
после вторжения ариев в полном соответствии с теорией
?арийского завоевания Индии? были вытеснены на юг полу-
52
острова. Часть входящих в дравидскую семью тамилов судь-
ба, помотав по свету, забросила еще дальше — поближе к Япо-
нии (от Индии до Японии и впрямь не так уж и далеко). Ну а
далее все как полагается: взаимопроникновение, взаимовли-
яние, взаимообогащение, и культур в том числе. Да, есть где
покопаться, есть что п
|
|