|
тречные потоки,
выравнивающие температуру по всему объему сакэ. Нельзя
забывать и о таком изобретении японской мысли, как уст-
ройство для подогрева сакэ на разожженном древесном угле.
Вот это вещь! Сейчас такое устройство большая редкость, ко-
торую можно встретить лишь в антикварных магазинах да на
развалах, где-нибудь в районе Дайто (Токио).
Какое сакэ нагревать?
Желающим нагревать сакэ следует начинать это дело с
ординарного сакэ, а затем, поднакопив опыта (и денег, разу-
меется), плавно переходить на элитные сорта ?дзюммайсю?
и ?хондзёсю?. С ?гиндзёсю? и ?дайгиндзёсю? лучше в этом на-
правлении не экспериментировать, а сразу воспользоваться
опытом японских изыскателей, который упрямо свидетель-
ствует о том, что при нагреве сакэ этих сортов улетучивают-
ся, и притом довольно быстро, ароматические вещества и са-
кэ теряет присущие ему тонкие аромат и вкус. Образно гово-
ря, нагревая ?гиндзёсю? или ?дайгиндзёсю?, вы, сами того не
подозревая, рубите под корень, вернее, выжигаете древо изя-
щества этих напитков, взращиваемое многими поколениями
японских сакэделов. Для тех же, кому невтерпеж — вынь да
положь именно нагретое ?гиндзёсю?, можно ненавязчиво
посоветовать (хотя кому эти советы нужны, когда каждый
вправе поступать, как ему вздумается) обратить внимание на
предназначенные для нагрева разновидности этого сорта.
Есть и такие! В Японии есть все, кроме полезных ископаемых
и ?северных территорий?. Но в целом освежающее аромат-
ное сакэ с мягким послевкусием типа ?гиндзёсю?, свежепрес-
сованное (молодое) или ?сырое? сакэ лучше пить холодными
или при комнатной температуре.
4.ДЕНЬ САКЭ
Жена прошарила карманы,
Залезла даже в башмаки,
Но все же денежку мою
Найти ей будет не с руки.
А я сышу предлог исчезнуть
И семеня по мостовой,
Я добегу до заведенья,
Где я поникну головой,
Впустив в себя сакэ, как бурю,
В которой солнце и луна
Танцуют, дав друг другу слово
Не оставлять на дне вина
И пить всегда по самой полной!
В 1978 г. ?Нихон сюдзо кумиаи тюокай?, по-нашему ЦК
профсоюза сакэделов Японии, поступил очень мудро, поре-
шив отмечать 1 октября как День сакэ. В этот профессио-
нальный праздник законопослушные граждане Японии (да-
же не члены этого профсоюза) на вполне законных основа-
ниях (а то, что решение ЦК сродни закону — разве нас это
удивит?) могут наслаждаться своим любимым напитком. И
большинство из них в эти приятные минуты или часы вряд
ли задумывается над тем, а почему, собственно, 1 октября, а,
скажем, не 27 мая? То, что не 28 мая — вопросов не вызывает,
так как в этот день все труженики в едином порыве отмечают
День виски, сердечно благодаря за этот подарок Ассоциацию
шотландского виски Японии. А действительно, почему?
Для того, чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе,
нам придется в который уже раз вспомнить о Китае. Ведь
именно китайские астрономы ввели в практику свои ?две-
надцать ветвей? (12 знаков зодиака), которые в сути своей
обозначали 12 месяцев. В Японии, которая, как обычно, с
превеликим удовольствием воспользовалась результатами
труда своих более продвинутых соседей, для обозначения
каждого месяца стали использовать местных животных. Де-
сятый месяц, соответствующий китайскому ?к?, в Японии
превратился в ?тори?, месяц Курицы. А десятый месяц, как
всем, наверное, известно, — октябрь. Ну и какое отношение
все это имеет к сакэ? А такое, что уже этак веков пятнадцать
50
до Рождества Христова иероглиф ?ю? обозначал кувшин. За-
тем этим иероглифом стали пользоваться и для обозначения
сакэ, китайского, естественно. Все это в конечном счете при-
вело к некоторой понятийной двойственности: то ли просто
кувшин, то ли — с сакэ, поди, разберись. Поэтому китайцы
помучились, помучились да и добавили к кувшину пикто-
грамму, обозначающую воду вообще и жидкость в частности.
И тут всем сразу все стало понятно: если жидкость в кувшине,
то это, без всякого сомнения, сакэ. А что же еще? Таким обра-
зом иероглиф сакэ приобрел свой современный вид из двух
пиктограмм: жидкость и ?Курица?, десятый знак зодиака, т.е.
октяб
|
|