|
допущения как собственные убеждения».
На протяжении своей истории человек неоднократно открывал, находил себя в
самых разных ипостасях. Это и «Человек ( мера всех вещей» у Протагора, и
«Государство ( это государь» у Т. Гоббса (или «Государство ( это Я!» Людовика
XIV), и нахождение человеком себя в нравственном императиве Канта: «Поступай с
другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и нахождение человеком себя
в истории: история как жизнь «героев» у Карлейля или история как жизнь
«простого человека» (народа) у Л. Толстого, человек открывал себя и в религии,
и в философии, и в науке, и во многом другом.
Кажется, мы подошли к тому, чтобы человеку найти себя в управлении, а
именно в том, что управление есть прежде всего (и по существу) управление самим
собой, а не другими. Последнее с необходимостью осуществляется, но лишь как
вторичное явление.
К концепции рефлексивного управления нас также подвигало убеждение в том,
что управлять можно только тем, что сам делаешь. В философии в последнее время
появилось понятие «чувство-мысль» (А. Куринский22), отражающее неразрывность
интеллектуальной и эмоциональной составляющих работы человека. В приложении к
человеческой практике (а именно о практике управления у нас преимущественно
пока речь) можно пойти на дальнейшее обобщение и допустить уже понятие
«мысль-чувство-действие», которое подчеркивает направленность мысли и чувства
субъекта на собственное действие, т.е. подчеркивает единство элементов данной
триады. Ситуация, когда мысли и чувства субъекта ориентированы исключительно на
действия других лиц ( момент отчуждения, недопустима. В приложении к
профессиональной деятельности специалистов данное понятие (триада), вероятно,
не вызывает вопросов ( действия специалистов неотчуждаемы. И подобную ситуацию
создает рефлексивное управление для руководителя.
Примечательна аналогия, которую мы находим у триады
«мысль-чувство-действие» с диалектической триадой «тезис-антитезис-синтез».
Действительна «мысль» можно соотнести с «тезисом» (теорией), «чувство» ( с
«антитезисом» (критикой). Критика, представляющая эмпирическое явление,
опровергающее теорию, всецело направлена на чувственную сторону человека ( на
порождение сомнения в его вере в адекватность теории. «Действие», в свою
очередь, можно соотнести с «синтезом». Синтез всегда есть работа с
опровергающим теорию эмпирическим явлением как с «материалом», т.е. по сути это
всегда действие по обработке этого материала. Подобная аналогия позволяет
почувствовать динамику разворачивания деятельности.
Деятельность руководителя при рефлексивном управлении, и как следствие,
характер предприятия приобретают ряд оригинальных качеств.
* Деятельность руководителя становится профессиональной по своему
характеру (против традиционных «харизматического» или должностного» характера)
и приближается к деятельности специалиста, поскольку достигается
операциональность (инструментальность) действий руководителя. Кажется, не будет
абсурдно звучать даже такой тезис: «идеально построенное предприятие ( это
предприятие специалистов, руководителей (в традиционном смысле) в нем вообще
нет».
* Деятельность руководителя становится самодостаточной (автономной) в
профессиональном отношении. Происходит взаимное «раскрепощение» руководителя и
подчиненных ( их отношение становится отношением специалистов. Достигается
стратификация деятельностей руководителей и специалистов предприятия в целом
(по всем его уровням). Как следствие, снимаются поведенческие (нравственные)
проблемы управления, становится достижимым тезис Фейерабенда23: «Наиболее
эффективно то управление, которое не замечается, которое не навязывается и не
формализуется, которое естественно для нас, как дыхание».
* Человек ( самое сложное и самое уязвимое звено в любой практической
ситуации, поэтому действительно радикальное решение многих возникающих проблем
( его исключение. Подобным исключением подчиненных из деятельности руководителя
при рефлексивном управлении достигается надежность и результативность его
деятельности.
* Профессиональная самодостаточность открывает руководителю возможность
самоосуществления своей жизненной программы создает благоприятный контекст для
самоосуществления и других лиц предприятия.
О предприятии, построенном на принципах рефлексивного управления. При
рефлексивном управлении предприятие отождествляется с осуществляющим это
управление первым лицом. Открывающаяся возможность самоосуществления
оказывается «выгодной» с разных сторон. Во-первых, в этом моменте проявляется
нравственное отношение к человеку. Во-вторых, становится возможным
осуществление оригинальной жизненной и профессиональной программы, что сегодня
человеком реализуется почти исключительно через уход в маргинальную среду, то
есть с предприятием несовместимо, В-третьих, решаются многие труднейшие
технологические проблемы управления, и среди них ( достижение ответственности
работников предприятия и первого лица. Таким образом, предприятие становится
социально-экономическим институтом. И как институт, в котором человеку
предоставляется возможность к самоосуществлению, предприятие даже в большей
степени становится социальным, нежели экономическим институтом.
Смысл предприятия в целом (тождественный смыслу его первого лица), а
равно и отдельных его компонентов (адекватных деятельности других субъектов) не
может быть только экономическим, что разрушало бы человеческую целостность и
вступало в противоречие с «человеческой природой» предприятия. В то же время,
экономическая «проекция» предприятия является той средой, где «склеиваются»
профессиональные интересы его работников. Экономическое «измерение» предприятия
|
|