|
Конфуций14: «Кто познает себя, тот познает и других. Вот почему люди
говорят, что мир можно познать, не выходя из дома. Оттого же говорится, что в
государстве можно водворить порядок, не покидая храма предков», и несколько
более абстрактно у Спинозы15 («Этика», часть II, теорема 26): «Человеческая
душа воспринимает всякое внешнее тело как действительно (актуально)
существующее только посредством идеи о состояниях своего собственного тела». То
есть предприятие прежде всего есть сам директор, оно «на столе» директора
(субъекта управления), в его собственной деятельности, а не в службах и цехах.
И «предприятие на столе» и должно быть исчерпывающим для решения директором
возникающих проблем управления.
Поэт Василий Андреевич Жуковский был приглашен наставником в обучении
наследника престола, будущего императора Александра Второго. Из письма
Жуковского16: «...По плану учения великого князя, мною сделанному, все лежит на
мне. Все его лекции должны сходиться в моей, которая есть пункт соединения;
другие учителя должны быть только дополнениями и репетиторами». Жуковский
осуществляет обучение наследника посредством некоей общей (проходящей через все
обучение) собственной дисциплины, относительно которой другие преподаватели (
суть лишь интерпретаторы (репетиторы) тех понятий, которые вводит в ней
Жуковский. Здесь мы имеем пример того, как работает «формула» управления
учебным процессом, которую мы получаем в концепции рефлексивного управления: 1)
первое лицо осуществляет учебный процесс в качестве преподавателя; 2)
дисциплина, которую преподает первое лицо, определяет всю схему, программу
обучения и вводит в работу все базовые понятия программы; 3) другие
преподаватели включаются в процесс для развития тех понятий и направлений,
которые введены в учебный процесс первым лицом; 4) дисциплина, которую ведет
первое лицо, является сквозной, то есть проходит через весь курс обучения.
Творческий человек (а им в профессиональном отношении с необходимостью
является каждый субъект управления) должен оцениваться прежде всего самим собой.
И эта возможность должна быть поддержана профессионально, то есть какая-то
наука должна нести в себе эту рефлексию. В молодости, получив восторженные
отзывы на свои первые стихи, П. Валери расстается тем не менее с поэзией,
считая лишь самого себя способным оценивать свой талант и работу. А сам он как
раз очень негативно оценивал в это время и ситуацию в литературе в целом, и
себя в ней. П. Валери17: «Высший человек не тот, кто наделен неким даром, и
кто выносит это богатство вовне, но тот, кто организовал себя во всем объеме
своего существа». И далее18: «У меня не литературная цель. Моя цель заключается
не в воздействии на других, а на себя ( Себя, ( поскольку «Я» может себя
рассматривать как произведение разума». Может быть, кто-то решит, что здесь нет
момента управления. Это не так. Следует обратить внимание на явное отрицание П.
Валери своих стремлений к воздействию на других. Но ведь воздействовал, да еще
как! Почему же многие, кстати, непрерывно толкующие об управлении (и
«мучающиеся» управлением), не могут воздействовать даже на немногих своих
подчиненных. ( Потому, что не знают «формулы», которую «знали» Конфуций, Сенека,
Жуковский, Валери: «организовывай себя, воздействуй на себя, анализируй себя (
через это осуществится необходимое воздействие и на других». Конечно, возникает
вопрос, а как этому научиться и профессионально осуществить. Но вот в этом
направлении мы и стараемся продвигаться.
И обратимся также к Б.Л. Пастернаку19: «А недавно думали, что сцены в
книге ( инсценировки. Это ( заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное,
что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас
самих». Этот «голос жизни в нас самих», конечно же, относится не только к
писателям и философам. Из этой «жизни в нас» ( рождаются не только книги, но и
предприятия (!). Возможно, данное обстоятельство не во всех случаях
приобретает профессиональную значимость, но для рефлексивного управления это
именно так. И далее у Б.Л. Пастернака20: «Шопен реалист том же самом смысле,
как Лев Толстой. Его творчество насквозь оригинально не из несходства с
соперниками, а из сходства с натурою, с которой он писал. Оно всегда
биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим
реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на
свете и вел именно этот расточительно-личный и нерасчетливо-одинокий род
существования». Подобный жизненный пафос есть удел не только поэтов, музыкантов,
и у каждого субъекта управления должен возникать вопрос ( осуществляет ли он
свою собственную деятельность (профессиональную жизнь) как «орудие познания»,
звучит ли в нем самом «голос жизни»? Жизнь любого предприятия ( в жизни его
первого лица, иначе неминуемо возникновение омертвляющего отчуждения.
Наконец, в завершение наших иллюстраций приведем высказывание ученого и
философа М. Полани21: «Когда-то многие слова были священными. Законы считались
божественными, религиозные тексты считались прямым божественным откровением.
Для христиан слово стало плотью. Человеку не надо было проверять то, чему учила
церковь. В своих молитвах человек обращался к первоисточнику учения. Позже,
когда авторитет церкви был поколеблен, человек попытался избежать опустошающего
самоутверждения, сделав высшей инстанцией опыт и разум. Но к настоящему времени
выяснилось, что современный сциентизм сковывает мысль не меньше церкви.. Он не
оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать
их под маской нелепых, неадекватных терминов. Что же можно здесь сделать?
Отвергая средневековый догматизм и современный позитивизм, мы вынуждены искать
опору в самих себе, не уповая ни на какие внешние критерии; основания истины мы
должны отыскивать в недрах собственного интеллекта. На вопрос: «Кто его
убеждает?» ответ звучит просто: «Я пытаюсь убедить себя сам». ...Вручая
верительные грамоты самому себе, я обретаю право провозглашать свои важнейшие
|
|