|
достигалась также за счет использования упомянутого «человеческого фактора», но
это также давало результат при одновременном разрушении личности работника.
Итак, обозначенная историческая линия развития управления несет в себе
опаснейший зародыш отчуждения.
В поиске альтернативных подходов нами выделены следующие
философско-методологические предпосылки к обоснованию концепции рефлексивного
управления.
«Современная философия в значительной степени есть антропология (П.С.
Гуревич11). Это положение в исследованиях управления мы делаем предельным (
любой «исходный» и любой «конечный» предмет работы есть человек и ничто другое.
Из чего следует, что любое возникающее понятие есть либо качество человека,
либо рассматривается через призму (в контексте проблем) человека. Это очень
важная методологическая посылка, которая, в частности, разводит нас с так
называемым системным подходом. Сегодня в силу исключительной популярности и
распространенности системного подхода всякое с ним расхождение целесообразно
пояснять. Свое расхождение мы сводим к следующим моментам.
Бытие, в которое «погружены» человек, человеческое сообщество, имеет
бесконечную сложность и разнообразие, поэтому стремление в каждой проблемной
ситуации находить, создавать систему, якобы адекватную идентифицируемой
ситуации, есть большее или меньшее заблуждение ( бесконечной сложности (даже и
в локальном проявлении) мирового бытия может быть противопоставлена лишь
бесконечная сложность самого человека. Поэтому единственный «ход» в преодолении
проблемной ситуации мы видим в нахождении конкретного человека (не партии, не
группы, не народа, ( но именно личности, индивидуума), который берет на себя
разрешение данной проблемы. В этом мы видим пафос рефлексивного управления. Он,
однако, может быть воспринят не только не как пафос концепции, но вообще как
отвергнутая историей банальность ( перед глазами вереница бесславных государей,
обманувших надежды правителей, памятных народу тиранов, просто бессчетное число
жалких или порочных первых лиц всех уровней и мастей. Такое впечатление не
должно сбивать с толку ( столь грустная картина есть результат колоссальной
несоразмерности между, с одной стороны, степенью «возложенной» на первое лицо
политической, гражданской, правовой ответственности за дело (ее масштаб
обозначен, например, И. Ильиным в статье12 «О государе») и, с другой стороны,
практически полным отсутствием у него профессиональной вооруженности и,
следовательно, наличия трудно преодолеваемого отчуждения. Обоснованно
предположить, что субъект управления, выходящий «один на один» с проблемами
предприятия (только так он и должен воспринимать свою миссию, независимо от
уровня управления ( будь то директор, министр, губернатор или сам президент),
обязан быть профессионально вооружен. А этого нет.
Здесь можно предположить и такой вопрос ( почему мы утверждаем, что у
руководителя нет средств, если для осуществления своей деятельности он может
использовать самые разнообразные нарабатываемые для него инструменты и методы,
в том числе новейший системный подход, а также включать в работу любых
необходимых ему специалистов? Ответ состоит в следующем: и подчиненные лица, и
системный и прочий инструментарий по своей природе вторичны, главное ( в
уникальной сущности самой деятельности руководителя. Без вскрытия сущности
деятельности руководителя становится непонятным, какие и к чему «прикладывать»
инструменты. Сущность деятельности руководителя априорна и к подчиненным лицам,
и к какому бы то ни было инструментарию. Отсутствием понимания сущности
управленческой деятельности мы объясняем невозможность сегодня внедрить
многочисленные нарабатываемые средства и методы управления.
Попытка исходить в разработке концепции рефлексивного управления из
сущности деятельности субъекта управления составляет одну из ее особенностей.
В этом ее отличие от системного подхода, который принципиально ограничен
формальной стороной любого предмета (отсюда его междисциплинарность,
универсальность и т.п. качества).
Приверженец системного подхода, почти всегда уступая сложности бытия, то
есть не умея создать адекватную систему (как мы подчеркнули, адекватной она не
может быть в принципе), вынужден совершать «насилие» над бытием, «подгоняя» его
под обычно примитивную (но доступную для воплощения) систему. Пример этому (
жизнь современного человечества, в которой человек в ущерб своей природе
повсеместно уступает самым разнообразным системам: политическим, культурным,
правовым, экономическим, техническим, социальным и т.п. (действует чудовищная
формула «правового государства»: «Что-то! плохо? ( Так просто не хватает еще
одного закона!»). Эта проблема фактически означает, что в современной жизни
из-за бесконечного ее обеднения системами у человека почти не остается шанса
для самоосуществления. Надо подчеркнуть огромную сложность затронутой сейчас
проблемы. Ее мировоззренческий масштаб не позволяет даже подступиться к решению,
но нравственный выбор возможен ( множить ли системы, все больше «сужая»
человеческое бытие, или искать походы, поддерживающие человеческое
самоосуществление. Концепция рефлексивного управления своей ориентацией на
конкретного человека и на человеческое в нем как раз показывает альтернативу
системному подходу. Наша попытка уйти от «голого» рационализма во многом
следует духу русской философско-религиозной мысли XIX ( начала XX вв. ( Ф.М.
Достоевского, В.В. Розанова, К.Н. Леонтьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.
Шестова, П. Флоренского и других философов. И здесь уместно вернуться к
основаниям рефлексивного управления. Но и по многим направлениям развития
современной философской мысли просматривается стремление к преодолению,
например, субъект-объектного отношения ( источника человеческого отчуждения.
Вот некоторые выдержки из энциклопедического словаря по современной философии13.
|
|