|
исследования. Однако такой подход имеет и свои недостатки, он мало концептуален
и ведет к размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов
и событий научно-познавательной, деятельности.
Если выделить стержневую проблематику философии науки, то первая треть XX в.
занята:
• построением целостной научной картины мира;
• исследованием соотношения детерминизма и причинности;
• изучением динамических и статистических закономерностей.
Внимание привлекают также и структурные компоненты научного и исследования:
соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия
и обоснования; теории и факта.
Вторая треть XX в. занята анализом проблемы эмпирического обоснования науки,
выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто
эмпирического исследования, можно ли свести все тео-
18
ретические термины к эмпирическим, как соотносится их онтологический и
инструментальный смысл и в чем сложности проблемы теоретической нагруженное™
опыта. Заявляют о себе сложности процедур верификации, фальсификации,
дедуктивно-номологического объяснения. Предлагается также анализ парадигмы
научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы
тематического анализа науки.
В последней трети XX в. обсуждается новое, расширенное понятие научной
рациональности, обостряется конкуренция различных объяснительных моделей
развития научного знания, попыток реконструкции логики научного поиска. Новое
содержание приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный
аппарат последней, пост-неклассической стадии развития науки. Возникает
осознанное стремление к историзации науки, выдвигается требование соотношения
философии науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и
процедур, применяемых в рамках философии науки. Пользуется ли историк методами,
вырабатываемыми философией науки, и что дает методологу история науки, как
соотносятся историцистская и методологическая версии реконструкции развития
науки. Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е.
к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и
развитие науки; вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного
знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки,
ее нейтральности.
Громкий лозунг, предвосхищающий «смерть традиционной философии науки», не
означает ничего иного, как существование тех или иных ее параметров в рамках
конкретно-исторического периода времени, и затем изменение их в другой. Когда
философию науки связывают с программами, идущими от эмпиризма Ф. Бэкона и
рационализма Р. Декарта, то обилие концепций философии науки XX столетия
неизбежно приводит к выводу о «смерти» традиционной философии науки. Но если
согласиться со столь радикальной установкой, то неизбежно возникнет вопрос: что
при-дрт или уже пришло на смену той, ушедшей философии науки? Существует точка
зрения, утверждающая, что после смерти традиционной философии науки ее заменит
когнитивная социология науки. Последняя будет начинаться с решения вопроса о
консенсусе — согласии между учёными. И, конечно же, подвергнет принципиальной
критике стандартную теорию науки. Стандартная концепция науки уверена, что
наблюдения адекватны реальности и исключают эмоциональность, предрассудки и
интеллектуальную предубежденность ученых. В этом она противоречит самым простым
истинам психологии. Наблюдения не могут быть оторваны от наблюдателя и не могут
быть пассивны. На деятельность ученых мощно влияют глубинные психологические
факторы, оказывают давление механизмы социальной детерминации.
Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между
естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в
современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике,
религии. Тем самым философия науки вы-
19
полняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при
узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. .Она призывает обращать
внимание на философский план любой проблемы, а следовательно, на отношение
мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектное™. Стимулируя сам
интерес к науке, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений
на проблему роста научного знания.
ЛИТЕРА ТУРА
1 СтепинВ.С., ГорохоеВ.Г., РозовМ.А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 9.
2 См.: Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
3 Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск. 1991. С. 127.
4 КопнинП.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
5 Франк Ф. Философия науки. М.,1960. С. 56.
6 Поппер К. Реализм и цель науки // Современная философия науки. Знание,
рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996. С.
92-93.
Тема 3. О СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Многоуровневая концепция методологического знания. — Концептуализация
современной методологии. — Понятия: «куматоид», «case studies», «абдукция». —
Методологический постулат «против подмены методов». — Методологические новации.
|
|