Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: Лешкевич Т. Г. - Философия науки: традиции и новации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к 
универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции 
наследует и философия науки. В данном контексте философия науки занята 
рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь 
в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необходимо наличие 
определенной мировоззренческой позиции.
  Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре,
 в роли которого оказывается философия. В этой группе очень
16

тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория 
отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения 
парадоксальных проблем.
  К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом 
их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных 
плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, 
какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно 
заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, 
связанных с возникновением античной математики и астрономии, коперниканским 
переворотом — гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической 
научной картины мира— физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на 
рубеже XIX-XX вв. и т.д. При таком подходе философия науки включает в себя 
эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные 
границы философии науки следует рассматривать не как окончательные, а как 
имеющие тенденцию к уточнению и изменению.
  Типология представлений о природе философии науки предполагает различение той 
или иной ориентации философии науки, к примеру, онтологически ориентированной 
(А. Уайтхед) или методологически ориентированной (критический рационализм К. 
Поппера). Совершенно ясно, что в первой приоритеты будут принадлежать 
процедурам анализа, обобщения научных знаний с целью построения единой картины 
мира, целостного образа универсума. Во второй главным станет рассмотрение 
многообразных процедур научного исследования, как-то: обоснования, идеализации, 
фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.
  Иногда о философии науки говорят в более широком историко-философском 
контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся 
о науке на протяжении многовекового развития философии. Таким образом можно 
получить неокантианскую философию науки, философию науки неореализма и пр. К 
версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти 
ориентации по-разному оценивают статус науки в культурном континууме XX в. 
Сциентист-ская версия философии науки пытается освободить ее от свойственных ей 
недостатков, заретушировать или оправдать их. Для нее также характерно 
стремление провести демаркацию науки и метафизики, произвести редукцию 
(сведение) качественно различных теоретических структур к единому эмпирическому 
основанию, очистить науку от несвойственных ей установок и ориентиров.
  Антисциентистская версия философии науки, представленная именами К. Хюбнера, 
Т. Роззака, П. Фейерабенда, требует равноправия науки и вненаучных способов 
видения мира, критикует науку за то, что она подавляет другие формы 
общественного сознания, представляет собой отчужденное мышление и источник 
догматизма.
   По разному оценивается и место философии науки. Некоторые авторы видят в 
этой дисциплине тип философствования, основывающего свои
17

выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бун-ге). 
Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между 
естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи связывают с 
философией науки задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). 
Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую 
спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).
   Весьма любопытна типология представлений о природе философии науки, 
предложенная Дж. Лоузи:
• философия науки является мировоззрением, совместимым с научными теориями и 
основанным на них;
• она связана с выявление предпосылок научного мышления и деятельности;
• предполагает экспликацию понятий и теорий науки;
• философия науки — метанаучная методология, определяющая, чем научное мышление 
отличается от ненаучного, какими методами должны пользоваться ученые в своих 
исследованиях, каковы необходимые условия корректности научного объяснения, в 
чем состоит когнитивный (познавательный) статус научных законов. К 
перечисленной типологии можно добавить еще одну очень важную особенность: 
философию науки следует понимать прежде всего как область, в рамках которой 
предлагаются, изучаются и сравниваются модели развития науки.
   С точки зрения получившего широкое распространение дескриптивного подхода 
философия науки есть описание разнообразных, имеющих место в науке ситуаций: от 
гипотез «ad hok» (для данного, конкретного случая) до исследования по типу 
«case stadies», ориентирующегося на анализ реального события в науке или 
истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. 
Преимущество такого подхода состоит в его доступности. И с этой позиции каждый 
мыслитель может внести свою лепту в развитие философии науки, всего лишь 
поделившись собственными соображениями по поводу какого-либо этапа научного 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-