|
1923 г. в учении Ухтомского о доминанте. Доминанта (от лат. «господствующий»)
понимается как временно господствующая рефлекторная система, придающая
поведению определенную направленность. Как довлеющий очаг возбуждения,
доминанта суммирует и накапливает идущие в нервную систему импульсы и
одновременно подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и
целенаправленный характер рационального поведения.
Рациональность как деятельность по конструированию мыслительных образов,
схем деятельности, включает в себя преобразовательную функцию сознания. Ее
следует рассматривать не только как внепо-ложенную, т.е. выходящую во внешнее
бытие, но и как обращенную на себя, как самопреобразование. Однако сознание
отличается многообразием степеней модальности, в нем имеет место и
стихийно-спонтанный, предполагающий интуитивное смыслообразвание элемент.
Рациональность же связана с целесообразным созиданием нового содержания,
преднамеренно-нормативными ориентациями, предполагающими строй мыслей и
установок, соответствующих принятым эталонам и ценностям, навязываемыми извне
целями.
Ориентационная функция рациональности включает в себя регулирование —
принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также самоконтроль,
связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев.
Самоконтроль предполагает анализ мотивов собственного поведения, выбор наиболее
адаптивно эффективного способа достижения поставленных целей.
В целом рациональность предстает как один из необходимых и существенных
адаптационных механизмов сознания, решающих великую задачу фильтрации
многофункциональных взаимодействий окружающего мира. Рационализм обеспечил свои
приоритеты, наладив вербально-по-нятийную систему трансляции культуры. Вся
институциональная система образования строится с учетом требований и
ограничений рациональности. Результаты рационального знания зафиксированы в
соответствующих материальных носителях (книги, учебники, дискеты, магнитные
ленты); они хранятся в человеческой памяти и транслируются из поколения в
поколение, являясь в условиях современной цивилизационной парадигмы официально
принятыми и общеобязательными.
ЛИТЕРА ТУРА
1 Рациональность на перепутье: В 2 кн. М., 1999.
2 МоисеевН. Современный рационализм. М., 1995. С. 41.
147
3 Швырев В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и
современность. 1997. № 1. С. 105--106.
4 См.: Грязное Б. С. Логика. Рациональность. Творчество. М., 1982. С. 208.
5 См.: Современная западная философия. Словарь. М., 1989. С. 210.
6 Философия и методология истории. М., 1977. С. 37.
7 См.: Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
8 Лакатос И. История науки в ее рациональные реконструкции // Структура и
развитие науки. М., 1978. С. 230.
9 Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии.
1991. №6. С. 106.
10 Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. 1997. №2.
11 Швырев B.C. Указ. соч. С. 114.
12 См.: Никифоров АЛ. Указ. соч. С. 249-250. пШвыревВ.С. Указ.соч. С. ПО.
14 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
15 Диалектика познания. Л., 1983. С. 89.
Тема 14. ВСЕГДА ЛИ МИФ — АНТАГОНИСТ ИСТИНЫ?
Миф как начальная форма мышления. — Проблема «начала всех начал». — Версии
космогонических мифов. — Пересечение научной истины и мифа. — Отголоски
мифологического миросозерцания. — Проблема ре-мифологизации (возрождения
мифологии). — Функции мифотворчества.
В контексте универсального рационализма миф всегда воспринимался как
антагонист научной истины. И вопрос, можно ли соотносить миф и истину, в
большинстве случаев решался отрицательно. Да и как может самое
систематизированное, рациональное и сознательное знание о мире сочетаться с
вымыслом, произвольной фантазией, сказкой? Наука всегда выступала как
воинственно «опровергающая миф» наука.
По справедливому замечанию Гегеля, в основе мифологии лежит фантазирующий
разум. Образы и представления, которыми он пользуется, — всего лишь эрзацы
понятий, несовершенные его формы. Поэтому миф можно рассматривать как начальную
форму мышления, когда мысль не может себя выразить в адекватном виде и от
неумения отразить объективно разумное содержание в разумных же формах начинает
фантазировать, обращаясь к вспомогательным средствам— образам и представлениям.
Можно сказать, что в мифологии разум и воображение тождественны. Беспонятийный
интеллект попадает во власть эмоциональных стихий. Поэтому в мифологической
картине мира все утверждения чужды эмпирической проверке, а проявления природы
воспринимаются по аналогии с образом действия живого существа.
Слово «миф» (от греч.) означает сказание, предание, и это предание все
оживляет, одухотворяет, всему предписывает человеческий строй мыслей и эмоций.
Более точная экспликация данного слова указывает, что
148
миф — это повествование, совокупность фантастически изображающих
действительность «рассказов», которые не допускают никакой возможности опыта.
|
|