Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: Лешкевич Т. Г. - Философия науки: традиции и новации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
компоненте сознания, связанном с механизмами запечатления, сохранения, 
воспроизведения и переработки поступающей в мозг информации. При отсутствии или 
потере памяти ни о какой рациональной ориентации не может быть и речи. 
Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, 
словеснологическую, а также долговременную и кратковременную. Многие наблюдения 
говорят об отсутствии жесткой связи между повторением и долговременной памятью. 
Последняя во многом зависит от мотивационной сферы человека.
   В результате сохранения памятью внешних воздействий возникают представления, 
т.е. образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств 
человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии 
этих предметов, а также образы, созданные усилиями продуктивного воображения. 
Представления существуют в двух формах: в виде воспоминаний и в образах 
воображения. Если восприятия относят только к настоящему, то представления — и 
к прошлому, и к будущему. Представления отличаются от восприятия меньшей 
степенью ясности и отчетливости.
   Высшей формой сознания является мышление, своеобразный вожатый по лабиринту 
бытия. Мышление связано с целенаправленным, обобщенным и опосредованным 
отражением человеком действительности. Мышление — это организованный поисковый 
процесс. Он отличается от хаотической игры ассоциаций и предполагает движение 
по логике предмета. На вопрос: «Можно ли жить без мышления?» — Локк отвечал 
положительно, утверждая, что есть люди, которые большую часть жизни проводят 
без мышления.
   Раскрытие рациональной мыслью глубинных, сущностных связей неизбежно выводит 
за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности 
мышления прибегают к его понятийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и 
нерефлектирующим. Рефлексия (от лат. — «обращение назад»), рефлектировать — 
зна-
145

чит устремлять свои помыслы на понимание самого себя и на то, как другие знают 
и понимают. Можно сказать, что рефлексирующий стремится достичь логического 
содержания, обладающего статусом всеобщности и необходимости. Рефлексия 
появляется тогда, когда субъект пытается развернуть любую мысль в форме понятия,
 т.е. освоить ее категориально.
   Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что информационные 
процессы в двух полушариях головного мозга протекают по-разному. На первых 
порах разница между функциями полушарий упрощенно трактовалась как 
соответствующая двум типам мышления: «лево-полушарного», ответственного за 
логику, и «правополушарного» — за художественную образность. В настоящее время 
очевидно, что разница состоит в другом. И левое, и правое полушарие способны 
воспринимать и перерабатывать информацию, представленную как в 
словесно-знаковой, так и в образной форме. Основное различие сводится к тому, 
что левопо-лушарное мышление так организует любой материал, что создает 
однозначный контекст. Правополушарное мышление формирует контекст многозначный, 
который не считывается всеми участниками коммуникации одинаково и не поддается 
исчерпывающей интерпретации. Таким образом, различие между правополушарным и 
левополушарным мышлением— это различие между двумя стратегиями переработки 
информации, противоположными способами организации контекстуальных связей ее 
элементов15.
   Однако, даже когда человек рефлектирует, он всегда чувствует и переживает, 
ведь без человеческих эмоций не может состояться никакое человеческое 
взаимодействие. Самое первичное, примитивное отношение человека к миру 
фиксируется эмоцией удовольствия или неудовольствия. Заметим также, что 
нарушение сознания начинается с расстройства в первую очередь именно 
эмоциональной сферы, потом нарушается строй мышления, затем самосознание — и 
далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично 
включены в структуру сознания. Рациональность же всегда понималась как нечто 
на-дэмоциональное. Эмоции носят глубоко личностный характер. Сильные эмоции 
могут вызвать даже психосоматические симптомы — головную боль, заикание, 
мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как 
смертельный, может дать даже такую реакцию, как рвота. Все это подчеркивает 
огромную роль эмоций в структуре сознания.
   При рассмотрении функционирования сознания выделяют когнитивные пласты, 
связанные с познавательным отношением к миру и стремлением к истине, а также 
ментальные состояния. Последние суть переживания, тяготеющие к оценочным 
регулятивам: вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Вся 
жизнедеятельность человека проникнута сложной тканью человеческих переживаний. 
Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что сознание есть 
единство знания о действительности и переживания отношения к этой 
действительности. Именно это и обеспечивает единство когнитивного и ментального 
начал в сознании и показывает бедность рациональности, трактуемой как жесткая 
подчиненность норме и целесообразности.
146

  Функции рациональности. Рациональность базируется, во-первых, на 
отражательной функции сознания. Функция (от лат. «совершение, исполнение») 
предполагает обобщенное, целенаправленное (создание образов, предвосхищающих 
практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанные 
обществом и принятые субъектом ценности) отражение действительности. 
Нейрофизиологическая основа феномена целенаправленности получила объяснение в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-