|
Декартово «cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую) подчиняет
сознанию все проявления человека вплоть до его существования.
Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т.е.
исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях
получения полной информации о сознании на основе изучения структур и
деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с
общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим
характером.
Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем
самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит царксовой традицией.
В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в
результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание
тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт,
чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «бытие определяет сознание»,
«сознание — субъективный образ объективного мира», «сознание — отражение бытия»,
«сознание — коллективно полученное знание» — подтверждают зависимость сознания
от внешнего бытия, общественную природу сознания. С этих позиций сознание
предстает не как личностное и индивидуальное свойство, не как загадка и тайна,
а как универсальная и формируемая характеристика всего человеческого рода.
143
Феномен сознания интерпретируется как рационально постижимый и рационально
детерминированный. Ибо по способу своего бытия сознание есть свойство мозга,
нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.
По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности,
информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение
действий и предвидение их результатов.
По способу своего возникновения сознание является продуктом развития
биологической и социальной форм движения материи; общественно-предметная
деятельность человека есть условие исторического становления сознания.
По функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и
деятельностью человека, обобщенное, оценочно-целенаправленное отражение и
конструктивно-творческое преобразование действительности, условие становления
форм логического мышления.
Перспективы философско-научного проникновения в суть феномена сознания
помимо объединения двух имеющихся подходов (проекции к сфере материальной
объективации и к субстрату головного мозга) требуют учета энерго-информационных
взаимодействий и потенциала расширенного сознания.
Наличный массив философской литературы в большинстве своем фиксирует в
качестве проблемного поля изучения структуры сознания диалектическое,напряжение
между «Я» и «не-Я». В качестве последнего («не-Я») выступает бытие, внешняя
действительность объективной реальности, собственное тело, собственное «Я»,
другое «Я» — «Ты». Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со
стороны «Я». В качестве основных элементов сознания выделяют: ощущение,
восприятие, представление, память, эмоции, волю, рациональное мышление. Но ни
один названный компонент не может быть значим сам по себе. Он приобретает роль
необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функционирующем
сознании. Ощущения, оторванные от последующих форм сознания, теряют свой
познавательный смысл. Изоляция ощущений от мышления, воли от чувств
неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что ум и воля
совершенно независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а
воля может обходиться без ума. Сознание — это такая динамичная система, где
всякий психический акт соотнесен и взаимосвязан как с другими актами, так и с
внешним, внеположенным бытием.
Анализ структуры сознания принято начинать с характеристики ощущения как
наиболее элементарного, далее неразложимого и не имеющего структуры
познавательного явления. «Самым первым и самым первоначальным является ощущение,
а в нем неизбежно качество». Ощущение — это тот мостик, который связывает
человека и окружающую его действительность. Доступ и последующая обработка
информации определяется пороговым уровнем ощущений. «Иначе чем через ощущение,
мы ни о каких формах вещества, ни о каких формах движения ничего узнать не
можем» (Ленин). Ощущение есть отражение отдельных свойств
144
предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы
чувств. Информационно-пропускная способность органов чувств человека
распределена так: самый большой объем информации связан со зрением, затем идет
осязание, слух, вкус, обоняние.
Целостный образ, отражающий непосредственное воздействие на органы чувств
единичных предметов, называется восприятием. Восприятие — это структурный образ,
состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия большое место
отводится двигательным процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к
характеристикам объекта. Имеется в виду движение руки, ощупывающей предмет,
движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани,
воспроизводящей слышимый звук. Другой характеристикой восприятия является
интенция — направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность
субъективных трансформаций образа с целью приведения его к виду, годному для
принятия решений.
Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается,
образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти— структурном
|
|