|
рациональности характеризуется соотнесенностью знания не только со средствами
познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности10.
Новый постнеклассический тип рациональности включает в себя новые
ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хао-сомность и другие
свойства реальности, которые до сих пор неуверенно признавались в качестве
равноправных членов концептуального анализа. Эти методологические ориентации
могут быть названы и новыми императивами века.
Безбрежность новой рациональности. Отказ от монологизма и признание
множества конкурирующих подходов, подтверждающих полифундаментализм,
инверсионность, принципиальную открытость систем, ветвящуюся графику их
описания, сопровождается опровержением принципов редукционизма, элементаризма,
линейности. Все это делает современную научную рациональность безбрежной и
ветвящейся, как крона мощного дерева. В новый, расширенный объем понятия
«рациональность» включена интуиция, неопределенность, эвристика и другие,
нетрадиционные для классического рационализма, прагматические характеристики,
например польза, удобство, эффективность. В новой рациональности расширяется
объектная сфера за счет включений в нее систем типа: «искусственный интеллект»,
«виртуальная реальность», «киборг отношений», которые сами являются
порождениями научно-технического прогресса. Такое радикальное расширение
объектной сферы, на взгляд В. Поруса, идет параллельно с его радикальным
«очеловечиванием». И человек входит в картину мира не просто как активный ее
участник, а как систе-мообразующий принцип. Это говорит о том, что мышление
человека с его целями, ценностными орйентациями несет в себе характеристики,
которые сливаются с предметным содержанием объекта. Поэтому пост-неклассическое
понимание рациональности подразумевает единство субъективности и объективности.
Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта
образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной
зависимости друг от друга и от системы в целом. В этой системе можно увидеть и
провозглашаемый еще с древности идеал духовного единства человека и мира.
«При неклассическом понимании предмета рациональности (как осознания
специфики пребывания субъекта в открытых проблемных ситуациях, как
необходимости саморазвития субъекта во взаимодействии с внешним миром и иными
сознаниями)... свобода оказывается осознанной необходимостью, но не
необходимостью объектной детерминации, а необходимостью творческого акта
раскрытия новых горизонтов мироотно-
138
шения, прорыва в новые слои Бытия», — подчеркивает исследователь данной
проблемы В. Швырев".
В прежней парадигме прогноз внутреннего и внешнего состава события
основывался на допущении о «замкнутых» системах. Обстоятельства, фиксирующие
принципиально «незамкнутые» ситуации, в которых подсчет альтернатив затруднен в
силу их бесконечного множества, из виду упускались. Этот широко
распространенный прием логической рационализации, направленный на погашение
неопределенности, вступал в конфликт с реалиями бытия. Мир состоит из
совершенно открытых, незамкнутых систем! В любом из событий имеется
совокупность более мелких его компонентов, часть которых готовит одни
результаты, а другая предполагает иные. В «незамкнутых» системах невозможен
линейный пересчет всех составляющих целостного события, которые дробятся,
изменяются и порождаются в самом процессе взаимодействий. Это служит основанием
для появления побочных продуктов, неожиданных, непредсказуемых эффектов.
Расхождение целей и результатов — довольно частый, повсеместно встречающийся
процесс. Конечный результат гетерономен, в нем сопрягаются по меньшей мере три
напластования: содержание первоначально поставленной цели, побочный продукт
взаимодействий и непреднамеренные последствия целесообразной деятельности. Они
свидетельствуют о многомерных проявлениях природной и социальной стохастики.
Признание мнргофакторной детерминации, нелинейной тактики соотнесения
альтернатив — визитка новой, сугубо рациональной стратегии научного поиска.
Современный ученый должен быть готов к фиксации и анализу результатов,
рожденных вне и помимо его сознательного целеполагания, в том числе и к тому,
что последние могут оказаться гораздо богаче, чем исходная цель.
Незапланированное целеполаганием, непреднамеренным образом вторгшееся в
результат бытие раскрывает мир незаинтересовано универсально. Вычлененный в
качестве предмета изучения фрагмент бытия на самом деле не является
изолированной абстракцией. Сетью взаимодействий, токами разнонаправленных
тенденций и сил он связан с бесконечной динамикой мира. Главные и побочные,
центральные и периферийные, магистральные и тупиковые направления развития,
имея свои ниши, сосуществуют в постоянном неравновесном взаимодействии.
Возможны ситуации, когда развивающееся явление не несет в себе в готовом
виде формы будущих состояний, а получает их извне как побочный продукт
взаимодействий, происходящих за рамками самого явления или по крайней мере на
периферии данных рамок. И если ранее наука могла позволить себе отсекать
подобные боковые ветви, казавшиеся несущественными, то сейчас это
непозволительная роскошь.
Оказывается, вообще непросто определить, что значит «не важно» или
«неинтересно» в науке, а следовательно, весьма трудно очертить грань
рационального и уж совсем невозможно существовать в условиях «строгой
рациональности». Возникая на периферии связей и отношений, на фоне
перекрещивания многообразных цепей причинения в сети всеобщего взаимодействия
(в том числе и под влиянием факторов, которые не-
|
|