|
стандартами. С другой стороны, рациональность оказывается синонимичной
разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения
критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка
познания. По мнению Б.С. Грязнова, рациональная система научного знания должна
быть, во-первых, гомогенной, во-вторых, замкнутой и, наконец, в-третьих,
представлять собой причинно-следственную структуру4.
Рациональность также понимается как присущее субъекту универсальное средство
организации деятельности. По М. Веберу, рациональность — это точный расчет
адекватных средств для данной цели. По Л. Витгенштейну — наилучшая
адаптированнрсть к обстоятельствам. По Ст. Тулми-ну — логическая обоснованность
правил деятельности5. Канадский философ У. Дрей рациональным называет всякое
объяснение, которое стремится установить связь между убеждениями, мотивами и
поступками человека6.
А. Никифоров обращает внимание на то, что рациональность можно рассматривать
трояко: как соответствие «законам разума», как «целесообразность» и как цель
науки7. В первом случае ядром понятия рациональности станут законы логики.
Когда методологи размышляют о рациональности, то они имеют в виду прежде всего
научную или логико-методологическую рациональность. Но когда рациональность
сводится к совокупности правил, то исторический науковедческий анализ начинает
нашептывать о тех многочисленных коллизиях, когда то или иное методологическое
правило нарушалось, а учёный при этом имел реальные научные приращения. Таким
образом, единого универсального понимания рациональности отыскать невозможно.
Эту идею подчеркивают методологи, отмечая, что существуют различные модели
рациональности, а следовательно, различные модели методологии:
1) индуктивистская (Карнап,Хессе);
2) дедуктивистская (Гемпель, Поппер);
3) эволюционистская;
136
4) сетчатая (Лаудан);
5) реалистическая (Ньютон-Смит).
Можно добавить также и парадигмальную модель, и модель, основанную на
принятии принципа критического рационализма, и модель, упирающуюся, как в свое
ядро, в научно-исследовательскую программу, и модель тематического анализа
науки. Все названные модели предполагают, что те или иные их представители
осуществляют рациональную реконструкцию реальной истории науки, подгоняя ее под
уже принятый алгоритм, и получают тем самым единую линию развития науки.
Подобную ситуацию Лакатос иллюстрирует следующем образом: «Так, внутренняя
история для'индуктивизма состоит в признанных открытий несомненных фактов и-так
называемых индуктивных обобщений. Внутренняя история для конвенциализма
складывается из фактуальных открытий создания классифицирующих систем и их
замены более простыми системами. Внутренняя история для фальсификационизма
характеризуется обилием смелых предположений, теоретических улучшений, имеющих
всегда большее содержание, чем их предшественники, и прежде всего — наличием
триумфальных негативных решающих экспериментов. И наконец, методология
исследовательских программ говорит о длительном теоретическом и эмпирическом
соперничестве главных исследовательских программ, прогрессивных и регрессивных
сдвигах проблем и постепенно выявляющейся победе одной программы над другой»8.
Если признать, что наука развивается сразу несколькими способами и одна модель
накладывается на другую, а не становится за ней в очередь и тем более не
вытесняет свою соперницу, тогда мы либо вновь упремся в тупиковый вопрос: как
возможно развитие науки, либо, махнув рукой, согласимся с выводом П.
Фейерабенда — «Anything goes»! («Допустимо все!»).
Как видим, связь научной рациональности и реальной истории развития науки не
так уж и проста. В истоках эвристичности, столь необходимой для открытия нового,
рационального меньше, чем внерациональ-ного, нерационального и иррационального.
Рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества. Глубинные
слои человеческого Я не чувствуют себя подчиненными разуму, в их клокочущей
стихии бессознательного слиты и чувства, и инстинкты, и эмоции.
Неклассический и постнсклассический образ научной рациональности.
Неклассическая научная рациональность «берется» учитывать соотношение природы
объекта со средствами и методами исследования. Уже не исключение всех помех со
стороны сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и
влияния становится важным условием в деле достижения истины.
Всем формам рационального сознания присущ пафос максимального внимания к
реальности. Если с точки зрения классической картины мира предметность
рациональности— это прежде всего предметность объекта, данного субъекту в виде
завершенной, ставшей действительности, то предметность неклассической
рациональности — пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в
которой имеет место его активность. В первом случае мы имеем предметность Бытия,
во втором — Становления.
137
Пост неклассический образ рациональности показывает, что понятие
рациональности шире понятия рациональности науки, так как включает в себя не
только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целерациональных
действий и поведения человека. В самой философии науки возникшая идея
плюрализма растворяет рациональность в технологиях частных парадигм. И, как
выразилась П. Гай-денко, на месте одного разума возникло много типов
рациональности9. По мнению В. Поруса, постнеклассический этап развития
|
|