|
14
отношение к языку как к нейтральному средству познания, термины которого служат
для выражения результатов наблюдений. Таким образом, мы сталкиваемся с
принципиально иной питательной основой дисциплины, когда сама тематика,
концептуальный аппарат и стержневые проблемы обретают свой статус в контексте
разработок и выводов конкретного ученого той или иной школы.
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо
от того, ориентирована она на изучение естествознания или
социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты
естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического пот
или элементарных частиц. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм
открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской
деятельности. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявила
изменчивость и глубину методологических установок и расширила границы самой
рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки»,
можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная
цель науки — получение истины, то философия науки становится одной из важнейших
для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется
обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру
великую тайну того, чтб есть истина и что именно истина дороже всех
общественных убеждений. Человечество, ограниченное четырехмерным
пространственно-временным континуумом, в лице ученых не теряет веру в
возможность постижения истины бесконечного универсума. А из того, что
человечество должно быть достойно истины, вытекает великий этический и
гуманистический пафос этой дисциплины.
Соотношение философии науки с близкими ей областями науковсдсния и
наукометрии иногда истолковывается в пользу отождествления последних или по
крайней мере как нечто весьма родственное наукоеедению, а также дисциплинам,
"включающим в себя историю и социологию науки. Однако такое отождествление
неправомерно. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального
института с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в
различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных
неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также
конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах
общественного устройства.
Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки,
оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному
характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60-м гг. XX в. В
самом общем смысле науковед-ческие исследования можно определять как разработку
теоретических основ политического и государственного регулирования науки,
выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности,
принципов организации, планирования и управления научным исследованием. Можно
столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о
15
науке называют науковедением. Тогда науковедению придается предельно широкий и
общий смысл и оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием,
выступая как конгломерат дисциплин.
Область статистического изучения динамики информационных массивов науки,
потоков научной информации оформилась под названием «н а у к о м е т р и я».
Восходящая к трудам Прайса и его школы, науко-метрия представляет собой
применение методов математической статистики к анализу потока научных
публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.
П. Копнин в свое время справедливо отмечал, что науковедение не может
рассматриваться как самостоятельная комплексная наука, ибо всякая наука должна
иметь некоторую общую теорию, единый метод, проблематику или по меньшей мере
некоторый набор общих методов и проблем4. Науковедение, полагает П. Копнин, не
располагает какой-либо общей теорией или набором теорий. Нередко из поля зрения
науковедения выпадают собственно философские проблемы науки.
В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые
разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, «центральной
проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от
утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам»3. К. Поппер
считал, что центральная проблема философии знания, начиная, по крайней мере, с
Реформации, состояла Е том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие
притязания конкурирующих теорий или верований. «Я, — писал К. Поппер, — называю
ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно
обосновать (justify) наши теории и верования»6. Вместе с тем круг проблем
философии науки достаточно широк, к ним можно отнести вопросы типа:
детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс
опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное
от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы
находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем
состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие
другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке
и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки —
проблемы роста научного знания.
Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым
относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых
|
|