|
философии. 1986, № 2. С. 111.
115
Тема II. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Основания бэконовскоп классификации наук. — Качественно различающиеся «ступени
организованности» природы. — Классификации Сен-Симона и Конта. — Отделение наук
о духе и наук о природе. — Дисциплины номотетические и идеографические. —
Принципы классификации наук Ф. Энгельса. — Современная наука и проблема
классификации.
Процедура классификации ведет свое происхождение из простого наблюдения,
оформившегося в специфический познавательный прием. Однако классификация
позволяет получить реальное содержательное приращение знания на пути выявления
новых групп явлений.
Процедура классификации, обращенная на саму науку, не может обойти вниманием
классификацию, предложенную Ф. Бэконом (1561-^1626) как обобщение известного в
его время круга знаний. В своем эпохальном произведении «О достоинстве и
преумножении наук»1 он создает широкую панораму научных знаний, включая в
дружную семью наук и поэзию. В основу бэконовской классификации наук кладутся
основные способности человеческой души: память, воображение, разум. Поэтому
классификация приобретает следующий вид: памяти соответствует история;
воображению — поэзия; разуму — философия.
Может, прав был Ф. Бэкон, предлагая посмотреть на поэзию как на изображение
действительности не такой, как она есть, а в зависимости от сознания и эмоций
человека. История, в свою очередь, является наукой, поскольку претендует на
описание реальных и действительных единичных фактов и событий. Бэкон
присовокупляет ей эпитет «естественная». Гражданская история должна описывать
явления человеческого бытия. Философия есть обобщенное познание и тоже
распадается на ряд предметов.
В естествознании гетевского времени (конец XVIII в.) считалось, что все
объекты природы связаны друг с другом грандиозной единой цепью, ведущей от
простейших веществ, от элементов и минералов через растения и животные к
человеку. Мир рисовался Гете как сплошной «метаморфоз» форм. Представления о
качественно различающихся «ступенях организованности» природы были развиты
объективными идеалистами Шеллингом и Гегелем. Шеллинг ставил перед собой задачу
последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к высшей цели,
т.е. рассмотреть природу как целесообразное целое, назначение которого — в
порождении сознания. Выделенные Гегелем ступени природы связывались с
различными этапами эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой
деятельности «мирового духа», носящей у Гегеля название абсолютной идеи. Гегель
говорил о переходе механических явлений к химическим (так называемом химизме) и
далее к органической жизни (организм) и практике.
Серьезной вехой на пути становления классификации наук было учение Анри де
Сен-Симона (1760-1825). Подводя итоги развития науки своего времени, Сен-Симон
утверждал, что разум стремится обосновать свои
116
суждения на наблюдаемых и обсуждаемых фактах. Он (разум) на позитивном
фундаменте эмпирически данного уже преобразовал астрономию и физику. Частные
науки есть элементы общей науки — философии. Последняя стала полу позитивной,
когда частные науки стали позитивными, и станет совершенно позитивной, когда
все частные науки станут позитивными. Это осуществится тогда, когда физиология
и психология будут основаны на наблюдаемых и обсуждаемых фактах, ибо не
существует явлений, которые не были бы или астрономическими, или химическими,
или физиологическими, или психологическими. В рамках своей натурфилософии
Сен-Симон пытался отыскать универсальные законы, управляющие всеми явлениями
природы и общества, перенести приемы естественно-научных дисциплин на область
общественных явлений. Он приравнивал органический мир к текучей материи и
представлял человека как организованное текучее тело. Развитие природы и
общества истолковывал как постоянную борьбу твердой и текучей материей,
подчеркивая многообразную связь общего с целым2.
Личный секретарь Сен-Симона Огюст Конт предлагает учитывать закон трех стадий
интеллектуальной эволюции человечества как основу для разработки классификации
наук. По его мнению, классификация должна отвечать двум основным условиям —
догматическому и историческому. Первое состоит в расположении наук согласно их
последовательной зависимости, так чтобы каждая опиралась на предыдущую и
подготовляла последующую. Второе условие предписывает располагать науки
сообразно ходу их действительного развития, от более древних к более новым.
Различные науки распределяются в зависимости от природы изучаемых явлений
либо по их убывающей общности и независимости, либо по возрастающей сложности.
Из подобного расположения вытекают умозрения все более сложные, а также все
более и более возвышенные и полные. В иерархии наук большое значение имеет
степень уменьшения абстрактности и увеличения сложности. Конечной целью всякой
теоретической системы выступает человечество. Иерархия наук такова: математика,
астрономия, физика, химия, биология и социология. Первая из них составляет
отправной пункт последней, являющейся, как уже было сказано, единственной
основной целью всякой положительной философии.
Чтобы облегчить обычное употребление иерархической формулы, удобно
группировать термины по два, представляя их в виде трех пар: начальной —
математико-астрономической, конечной — биолого-социологической и промежуточной—
физико-химической. Кроме того, каждая пара показывает естественное сходство
|
|