Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: Лешкевич Т. Г. - Философия науки: традиции и новации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), 
логическая непротиворечивость (Лейбниц), общезначимость (Богданов), а также 
полезность и экономность (Мах). Русский философ П. Флоренский утверждал, что 
истина есть «естина», то, что есть, и дается она с непосредственной 
очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно 
которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой 
(красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Согласно логическому 
критерию истинности, все должно быть обосновано, непротиворечиво и 
самодостаточно, на основе выводов и доказательств.
  Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии 
истинности знания пытаются отыскать в нем самом, хотя выявить истину можно лишь 
при сопоставлении (соотнесении) знания с объектом. Поэтому прав был К.Маркс, 
утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а 
практический. Общественно-историческая практика есть универсальный критерий 
истины.
   В современной научной философии под объективной истиной понимается знание, 
содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не 
значит, что вне головы познающего субъекта существует пласт знания, содержащий 
в себе объективную истину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе 
никаких искажений со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым 
объектом.
  История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «драма идей», смена 
одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка 
метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как 
некое законченное состояние, в котором достигнуто исчерпывающее отражение 
объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые 
данное противоречие было осознано Гегелем, который показал, что истина— это не 
застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения 
предмета с понятием. «Истина не есть сухое есть, она по существу
112

своему представляет процесс», обусловленный взаимодействием субъекта и объекта, 
выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому 
истину следует понимать не просто как соответствие понятия предмету, мысли и 
действительности, а как процесс совпадения мышления с предметом, который 
неотделим от деятельности.
  Понимание истины как процесса включает в себя понимание того, что истина 
всегда конкретна и включает в себя момент абсолютности и относительности. 
Термин «абсолютная истина» имеет три значения.
1. Она представляет собой точное исчерпывающее знание, истину в «последней 
инстанции», некоторый своеобразный гносеологический идеал. В этом смысле истина 
не реализуется ни на одном из уровней познания, она недостижима, это метафора.
2.  Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые 
носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины», к 
примеру: Лев Толстой родился в 1828 г., химический элемент обладает атомным 
весом и т.п.
3.  Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, 
которое сохраняет свое значение и не опровергается последующим ходом развития 
науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием; например, 
законы классической механики Ньютона-после открытия теории относительности 
Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина». Целостная 
система знания включает в себя абсолютно истинные элементы знания и 
относительно истинные, которые подвергаются пересмотру и отрицанию.
  В западной философии науки анализ технических наук выделился в особое 
направление сравнительно недавно. Еще Чарльз Сноу подчеркивал, что «у тех, кто 
работает в области чистой науки, сложилось совершенно превратное мнение об 
инженерах и техниках, кажется, что все, связанное с практическим использованием 
науки, совершенно неинтересно. Они не в состоянии представить себе, что многие 
инженерные задачи по четкости и строгости не уступают тем, над которыми 
работают они сами, а решение этих задач часто настолько изящно, что может 
удовлетворить самого взыскательного ученого»11.
  Технические науки не всегда оценивались по достоинству. До XIX в. разрыв 
между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 
150 лет. И хотя высшие технические учебные заведения возникли в XVII в., как, 
например, Политехническая школа в Париже (и по ее подобию строились многие 
европейские школы), программа общей технологии, направляющей развитие 
технических процессов Я. Бекмана, оставалась вне поля зрения ученых12.
  Только к концу XIXв., когда профессиональная инженерная деятельность 
оформилась по образу и подобию научного сообщества, стало возможным осмысливать 
спецификацию технических наук. Однако ученые отмечали противоречие, возникающее 
между классической естественной наукой и техническими науками. Это 
абстрактность и аналитичность схем
113

и построений, к которым тяготел ученый— представитель классической науки, и 
фрагментарность и узкоспециализированное^ реальных объектов, с которыми имел 
дело технолог. Направление, связанное с изучением технических наук, по большей 
части было представлено проблемами традиционного плана: исследование сущности 
техники, специфики технических наук, соотношения техники и естествознания, 
оценки научно-технического прогресса. Отец философии техники Фридрих Рапп 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-