|
методов ее построения, обоснование экспериментальной базы и выводы о
последствиях, на другом — явно выраженное нежелание понять доводы оппонента,
перевести их в приемлемую для дискуссии форму. Исследователи подчеркивают, что
и консенсус, и дисконсенсус могут существовать как в явной, так и в неявной
форме. Явный консенсус находит свое отображение в учебниках, монографиях. Он
проявляется институционально: открытием новых кафедр в учебных заведениях,
выделением ассигнований на исследования. Неявный консенсус проявляется, когда
ученые при обсуждении не затрагивают «больные» темы либо считают, что они
думают одинаковым образом по одному и тому же поводу.
Достижение консенсуса предположительно осуществляется на следующих уровнях:
1) уровень парадигмы;
2) уровень научно-исследовательской программы;
3) уровень школ и направлений;
4) уровень индивидуальных решений и согласий.
Ученые, достигшие определенных успехов, стремятся сохранить status quo. А
следовательно, они не заинтересованы в быстрой смене существующих представлений,
которые согласовываются с их личным вкладом в науку. Поэтому труд ученого
сопряжен с надеждой оставить свой след на страницах Великой книги Природы.
97
Ф. Франк как-то заметил, что ученых часто упрекают в том, что они все
упрощают. Это верно: нет науки без упрощения. Работа ученого и состоит в
нахождении простых формул. После того, как ученый сформулировал какую-либо
простую формулу, он должен вывести из нее наблюдаемые факты, затем проверить
эти следствия, чтобы убедиться, действительно ли они находятся в согласии с
наблюдением. Таким образом, по мнению Ф. Франка, труд ученого состоит из трех,
частей:
1) выдвижение принципов;
2) выведение логических заключений из данных принципов для получения
относящихся к ним наблюдаемых фактов;
3) экспериментальная проверка наблюдаемых фактов.
Далее он указывает, что эти три части осуществляются благодаря трем разным
способностям человеческого духа. И если экспериментальная проверка совершается
благодаря способности наблюдать, фиксировать чувственные впечатления, а вторая
часть требует логического мышления, то каким образом получаем мы принципы?
Здесь Ф. Франк рассуждает весьма прогрессивно, с учетом возможностей не только
рационального, но и внерационального способа постижения бытия. «Общие принципы,
— замечает он, — могут прийти человеку во время сна», а «способность, которая
необходима для получения общих принципов науки, мы можем назвать воображением»5.
Современный портрет ученого можно дополнить штрихами, которые отмечает Макс
Вебер. Он видит долг ученого в беспрестанном преодолении себя, инерции
собственного мышления. Современный ученый — это прежде всего профессионал и
специалист. И тот, кто не способен однажды надеть себе, так сказать, шоры на
глаза и проникнуться мыслью, что вся его судьба зависит от того, правильно ли
он делает эти вот предположения в этом месте рукописи, тот не должен касаться
науки.
Ученый способен испытывать увлечение наукой, он должен иметь призвание к
научной деятельности, заниматься наукой со страстью. «Страсть является
предварительным условием самого главного — вдохновения. <...> Одним холодным
расчетом ничего не достигнешь. Конечно, расчет тоже составляет необходимое
предварительное условие. <...> Внезапная догадка не заменяет труда. И, с другой
стороны, труд не может заменить или принудительно вызвать к жизни такую догадку,
так же как этого не может сделать страсть. Только оба указанных момента — и
именно оба вместе — ведут за собой догадку. Но догадка появляется тогда, когда
это угодно ей, а не когда это угодно нам. <...> Научный работник должен
примириться также с тем риском, которым сопровождается всякая научная работа.
Личностью в научной сфере является только тот, кто служит лишь одному делу»6.
Научная элита и интеллектуалы представляют собой особый тип научной среды.
Интеллектуальная элита и интеллектуалы— производители интеллектуальной
собственности. Сама интеллектуальная собственность в общих чертах определяется
как собственность на знание и информацию, происхождение которой связано с
трудом данного ученого или на-
98
умного коллектива. Вследствие весьма свойственных для нашего общества
уравнительных тенденций отношение к интеллектуальной элите со стороны широких
слоев населения во многом негативное или, мягко говоря, осторожное. Элита (от
лат. eligo) означает «выбирать», и совершенно очевидно, что в разномастной
прослойке интеллигенции выкристаллизовываются ее отборные экземпляры и типажи.
Поэтому можно смело предполагать постоянное наличие интеллектуальной элиты в
среде интеллигентской прослойки. Это поистине цвет общества, включающий в себя
создателей духовных ценностей, выдающихся теоретиков, инженеров, медиков,
признанных профессиональным сообществом. К суперинтеллектуальной элите относят
лауреатов Нобелевской премии. Это небольшая когорта ученых, внесших наибольший
личностный вклад в научно-исследовательское развитие всех сфер человеческой
деятельности.
Элита представляет собой некоторое избранное меньшинство, превосходство
которого очевидно. Ее авторитет не имеет ничего общего с влиянием
количественного фактора. Поэтому подлинной элитой может быть только
|
|