Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: Лешкевич Т. Г. - Философия науки: традиции и новации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
развивается наука как таковая; это и есть выражение социального измерения науки.
 Иными словами, каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его 
цивилизованной развитости.
   Исследователи указывают на «внешнюю» и «внутреннюю» социальность науки8. 
Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий 
функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего 
политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее 
роста, составляют «внешнюю» социальность науки. Влияние внутренних ментальных 
установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, 
окрашивающих стилистические особенности мышления и самовыражения ученого, 
зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют 
представление о «внутренней» социальности.
   В поисках ответа на вопрос, чем же обусловлен прогресс науки, следует 
выделять не только отношения науки и производства, но и множество других 
факторов, среди которых институциональные, собственно интеллектуальные, 
философские, религиозные и даже эстетические. Поэтому промышленная революция, 
экономический рост или упадок, политические условия стабильности или 
дестабилизации должны быть поняты как факторы, существенно определяющие бытие 
науки в системе прочих форм общественного сознания.
   Наука, понимаемая как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с 
типом цивилизационного развития. Согласно классификации А. Тойнби выделяется 21 
тип цивилизации. Более общий подход предлагает общецивилизационное разделение с 
учетом двух разновидностей: традиционные и техногенные. Последние возникли в 
XV-XVIIBB. в связи с появлением в европейском регионе техногенных обществ. 
Некоторые традиционные общества были поглощены техноген-ными, другие приобрели 
гибридные черты, эквилибрируя между техно-генными и традиционными ориентациями.
   При характеристике традиционных типов общества бросается в глаза, что они, 
обладая замедленным темпом развития, придерживаются устойчивых стереотипов 
своего развития. Приоритет отдается канонизированным и регламентирующим формам 
мышления, традициям, нормам, принятым и устоявшимся образцам поведения. 
Консерватизм способов
90

деятельности, медленные темпы их эволюции отличают традиционную цивилизацию от 
техногенной, которую иногда величают западной. Темп ее развития иногда 
достигает огромных скоростей. Перестройка и переосмысление принятых 
основоположений, использование новых возможностей создают внутренние резервы 
роста и развития техногенных цивилизаций. В техногенных обществах основной 
ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна. Авторы монографии 
«Философия науки и техники» B.C. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов приходят к 
любопытному сравнению. В известном смысле символом техногенного общества может 
считаться книга рекордов Гиннеса — в отличие от семи чудес света, которые 
подчеркивают завершенность мира, то, что все грандиозное и действительно 
необычное уже состоялось'.
  Культурная матрица техногенного развития проходит три стадии: 
пред-индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее 
характеристикой, весьма понятной из самого названия, становится развитие 
техники и технологии. Техногенный тип развития— это ускоренное изменение 
природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. 
Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет. Она весьма 
агрессивна и приводит к гибели многих сакраментальных культурных традиций. 
Внешний мир превращается в арену деятельности человека. Диалог с естеством на 
основе принципа невмешательства — «увей» — прерывается. Человек выступает 
центром, излучающим токи активного, преобразующе покоряющего импульса. Отсюда и 
характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: 
производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.
  В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме 
автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не 
свойственна, реализовать личность можно, лишь принадлежа к какой-либо 
корпорации, как элемент корпоративных связей.
  В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая 
погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек 
понимается как активно деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, 
направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира и природы, 
которую необходимо подчинить. Однако природа не может быть бездонным 
резервуаром для различного рода техногенных упражнений, поскольку человеческая 
деятельность изначально представала в качестве компонента биосферы, но не ее 
доминанты.
  Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается 
спорной отчасти потому, что наука развивалась, возлагая на себя новые и новые 
функции, отчасти в силу того, что, выступая в роли социокультурного феномена, 
она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности,
 а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научно-технического 
прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о 
социальных
91

функциях науки. Авторы учебного пособия «Введение в философию» отмечают 
следующие три социальные функции науки:
1) культурно-мировоззренческую функцию науки;
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-