|
кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий
науку элемент и основная ценность науки.
Третье, институциональное понимание науки, подчеркивает ее социальную
природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания.
Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного
сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.
Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с
производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную
систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества,
систему норм и ценностей. Однако то, что наука является институтом, в котором
десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, — результат недавнего
развития. Толь-84
ко в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией
церковника и законника.
Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение
науки, по существу, невозможно», намечает пути, следуя которым можно
приблизиться к пониманию того, чем является наука. Итак, наука предстает:
1) как институт;
2) метод;
3) накопление традиций знаний;
4) фактор развития производства;
5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения
человека к миру2. ]
В «Американском этимологическом словаре» науку определяют по
средством указания на процедуры наблюдения, классификации, описа
ния, экспериментальные исследования и теоретические объяснения ес
тественных явлений»3. Это определение носит по большей части операци
ональный характер. '
Э. Агацци отмечает, что науку следует рассматривать как «теорию об
определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих
объектах»4. В таком определении содержится заявка на разграничение научного и
обыденного знания, на то, что наука может в полной мере состояться лишь тогда,
когда доводит рассмотрение объекта до уровня его теоретического анализа.
Таким образом, с наукой нельзя связывать только фиксацию совокупности фактов
и их описание. Мы будем иметь состоявшуюся науку лишь тогда, когда сможем
установить принципы, предлагающие их объяснение и прогноз. Многие ученые
полагают, что если нет небольшого числа принципов, если нет простоты, то нет и
науки. Это спорная позиция. Ибо не только простота и ясность, но и глубокий
теоретический, концептуальный уровень есть индикатор зрелой науки. Если человек
говорит, что он не хочет умозрения, а только того, чтобы ему представили все
факты, то он стоит лишь на точке зрения предварительной ступени науки, а не ее
самой.
В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультур-ный
феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний,
действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте,
тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует
общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как
социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность
человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и
существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер
общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена
потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы
сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны,
наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента
культуры в целом в ее первичном— деятельност-ном и технологическом — понимании.
85
Сами отношения социальности прочитываются как отношения людей по поводу
людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следует, что наука как
социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, она
внедряется и в базисные основания отношений самих людей, и во все формы
деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением
вещей. Максима современного технократического века гласит: «Все должно быть
научным, научно обоснованным и научно проверенным». Следует ли из такого
высокого статуса науки ее легальная экспансия во все сферы человеческой жизни,
или же, напротив, это обязывает науку нести ответственность за все ущербные
процессы существования человечества? Вопрос открытый. Ясно одно: как
социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе
культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность
вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно
культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием
человеческого материала— субъекта познавательной деятельности, включение его в
познавательный процесс.
Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к
тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный
потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей
процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в
качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание
совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и
|
|