|
зи с этим весьма примечательно высказывание А. Эйнштейна, который считал, что
без веры в познаваемость мира нет никакого естествознания.
Огромную роль веры в познавательном процессе подчеркивал М. По-лани. Он
отмечал, что «вера была дискредитирована настолько, что помимо ограниченного
числа ситуаций, связанных с исповеданием религии, современный человек потерял
способность верить, принимать с убежденностью какие-либо утверждения, что
феномен веры получил статус субъективного проявления, которое не позволяет
знанию достичь всеобщности»5. Однако сегодня, по его мнению, мы снова должны
признать, что вера является источником знания и что на ней строится система
взаимного общественного доверия. Согласие явное и неявное, интеллектуальная
страстность, наследование тех или иных образцов и эталонов культуры — все это
опирается на импульсы, тесно связанные с верой. Разум опирается на веру как на
свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению.
Появление и существование в науке наборов аксиом, постулатов и принципов также
уходит своими корнями в нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное
целое, поддающееся познанию.
Феномен веры, имея религиозную, гносеологическую и экзистенциальную окраску,
может выступать как основа саморегуляции человека. Самосознание каждого
индивида имеет своим неотъемлемым компонентом экзистенциальную веру в себя, в
факт существования окружающего мира, лич-ностно значимых ценностей: дружбы,
любви, справедливости, благородства, порядочности и т.п. Самосознание всегда
присутствует в двух основных модусах: как самопознание и как саморегуляция.
Установка «познай самого себя», которую, согласно легенде, провозгласил
дельфийский оракул и которую Сократ сделал основным принципом своей философии,
может работать не только как источник нового знания о себе. Она может выступить
основой саморегуляции или же ее антипода — самодеструкции. Это подчеркивает,
как тесно связаны самопознание и саморегуляция. Зачастую в интроспективном
плане самопознание и саморегуляция как будто сливаются в едином феномене — в
общении с самим собой. .Однако существуют достаточно определенные отличия
самопознания и саморегуляции. Если самопознание всегда происходит в состоянии
явного осознания, когда включается рефлексия, проясняющая внутреннее состояние,
которая обеспечивает его «прозрачность», то саморегуляция, наоборот,
совершается как бы перед порогом сознания. Это то «тайное брожение духа», о
котором говорил Гегель, противопоставляя его процессу познания. Саморегуляция
всегда осуществляется на уровне смутных ощущений, предчувствий,
неудовлетворенности собой, внутреннего дискомфорта, т.е. тогда, когда
самопознание затруднено. Можно сказать, что заинтересованное в себе
самопознание, сориентированное на психотерапевтический эффект, и есть частичная
саморегуляция. Считается, что саморегуляция не приводит ни к чему новому, а
лишь позволяет «разобраться в своем состоянии», «упорядочить свои переживания»,
«сориентироваться в себе». Чтобы саморегуляция имела конструктивный эффект, она
должна опираться на духовные опоры веры, которые особенно востребуемы в
условиях нестабильного и неравновестного мира.
«Верующий разум» русских философов. Вопрос о соотношении веры и знания всегда
особо интересовал русскую философскую мысль. Распространившееся в XIX в.
увлечение немецким идеализмом послужило мощным импульсом для развития русской
философии, которая, однако, не стала повторением и копированием рационалистской
западно-европейской традиции. Творчество славянофилов И.В. Киреевского
(1806-1856) и А. С. Хомякова (1804-1860) представляло собой попытку выработать
систему христианского миропонимания. Об этом говорит и само название работ
Киреевского: «О характере просвещенной Европы и его отношения к просвещенной
России», «О необходимости и возможности новых начал для философии». Именно
потому, что на Западе вера ослаблена, что западный человек утратил «коренные
понятия о вере» и принял «ложные выводы» безбожного материализма, Киреевский не
только отрицает западный путь развития, но и опровергает саму ценность
европейского типа мышления. Торжество рационализма имеет отрицательное значение
для «внутреннего сознания». Западная образованность несет в себе раздвоение и
рассудочность. Образованность русская основывается на восприятии «цельного
знания», сочетающего разум и веру. Подлинная философия должна быть философией
«верующего разума». Можно назвать программным следующий тезис Киреевского, в
котором он пытается определить истоки цельного философствования. Человек
стремится собрать «все свои отдельные силы», важно, «чтобы он не признавал
своей отвлеченной логической способности за единственный орган разумения
истины; чтобы голос восторженного чувства, не соглашенный с другими силами духа,
он не почитал безошибочным указанием правды... но чтобы постоянно искал в
глубине души того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются
в одно живое и цельное зрение ума»3. Живое и цельное «зрение ума» — «то, ради
чего» существует как гармоническое сочетание всех духовных сил: «мышления,
чувств, эстетического созерцания, любви своего сердца, совести и бескорыстной
воли к истине». Такое знание, основанное на целостном единстве духовных сил и
скрепленное верой, глубоко отличается от знания, вырабатываемого отвлеченным
«логическим разумом».
Отсюда вытекала отличительная особенность всей русской философии — убеждение
в непосредственном постижении реальности, или интуитивизм. Как отмечал
известный историк философии И.О. Лосский, «обостренное чувство реальности,
противящейся субъективированию и психологизированию содержания восприятия
предметов внешнего мира, является характерною чертой русской философии. Идеал
целостного знания, т.е. органически всестороннего единства его, возможен не
иначе как под условием, что субстанциональный аспект мира (чувственные
|
|