|
«инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и
многочисленная армия ученых.
Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на
рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать
вненаучное знание. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых
основывается на иррациональной деятельности — на мифах, религиозных и
мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных
философов науки и, в частности, К. Фейерабенда, который уверен, что элементы
нерационального имеют право на существование внутри самой науки.
Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который
пришел к выводу, что в конце прошлого столетия в Европе возникло и стало
шириться движение, провозгласившее банкротство науки. Оно включало в себя 4
наиболее одиозных течения ниспровергателей научного разума:
1) течения в современной философии, утверждавшие, что статус науки не выше
любого функционального мифа;
2) малочисленную, но довольно влиятельную в культуре группу отчужденных
маргинальных интеллектуалов, например А. Кестлер;
3) настроения научного сообщества, связанные со стремлением отыскать
соответствия между мышлением «Нового века» и восточным мистицизмом, отыскать
выход из интеллектуального анархизма наших дней к «хрустально-чистой власти»;
4) радикальное крыло научного направления, склонного к высказываниям,
принижающим значение научного знания, типа «сегодняшняя физика — это всего лишь
примитивная модель подлинно физического»3.
Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной
емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может
«знать меньше», по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все,
что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов,
гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и
даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.
Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величество Иной способ
истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания
в последние годы повсеместно и значительно воз-
79
рос, а престиж профессии инженера и ученого значительно снизился, то напряжение,
связанное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.
Знание и вера. Знание претендует на адекватное отражение действительности.
Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к
отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину
доступной для субъекта посредством доказательства. Знание рассматривается как
результат познавательной деятельности. С глаголом «знать» связывают наличие той
или иной информации либо совокупность навыков для выполнения какой-нибудь
деятельности. Считается, что именно научное знание говорит от имени истины и
позволяет субъекту с определенной мерой уверенности ею распоряжаться. Научное
знание как способ приобщения субъекта к истине обладает объективностью и
универсальностью. В отличие от веры, которая есть сознательное признание
чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости, научное
знание претендует на общезначимость.
Вера— это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент
внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной
деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем
доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как
психологический акт, вера проявляется в состоянии убежденности и связана с
чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние — требует
от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он
верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в
добро.
Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и выступать как
религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера
предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера ничем не отличается
от суеверия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась
средневековыми схоластами. Вера основывалась на авторитете догматов и традиции.
Считалось необходимым познать в свете разума то, что уже принято верой. «Credo,
ut intelligam» — «Верую, чтобы познать», — гласит латинское изречение. Ему
вторит христианское: «Блажен не видящий, но знающий».
Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу одной или
другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может
заменить знание. Нельзя верой решить проблемы физики, химии, экономики. Однако
вера как доинтеллектуальный акт, досозна-тельная связь субъекта с миром
предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и
разумом, а с чувственно-образным фантастическим восприятием мира. Религия— это
вера в сверхъестественное.
Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе
познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов,
уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного
творчества. Мы верим в существование внешнего мира, в трехмерность пространства,
необратимость времени, верим в науку. Вера есть бездоказательное признание
истинным того или иного явления. В свя-
80
|
|