|
«парачувствительность», «пси-феномены». Оно предполагает возможность получать
информацию или оказывать влияние, не прибегая к непосредственным физическим
способам. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае
механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают
экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и психокинез. ЭСВ разделяется на телепатию и
ясновидение. Телепатия предполагает обмен информацией между двумя и более
особями паранормальными способами. Ясновидение означает способность получать
информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и
т.п.). Психокинез — это способность юздействовать на внешние системы,
находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы
нефизическим способом.
Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследование паранормального
ставится на конвейер науки. И уже наука после серий различных экспериментов в
области паранормальных эффектов делает свои выводы:
1) с помощью ЭСВ можно получить значимую информацию;
2) расстояние, разделяющее испытуемого и воспринимаемый объект, не влияет на
точность восприятия;
3) использование электромагнитных экранов не снижает качества и
точности получаемой информации.
Следовательно, под сомнение может быть поставлена существовавшая ранее
гипотеза об электромагнитных каналах ЭСВ. И можно предполагать наличие
какого-то другого, например психофизического, канала, природа которого, впрочем,
не ясна. Вместе с тем эта сфера паранормального знания имеет выявленные
характерные особенности, которые противоречат сугубо научному подходу:
• во-первых, результаты парапсихических исследований и экспериментов не
воспроизводимы повторно;
• во-вторых, их невозможно предсказать и прогнозировать.
77
Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и
загадок, а также «умелая обработка фактов». Ко_ всем этим априорным условиям
деятельности в данной сфере присоединяется свойство исследования через
истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или
подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу. К.
Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может
ошибаться и что псевдонаука «может случайно натолкнуться на истину». У не'го
есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной — это не
значит, что она не важна.
По форме псевдонаука — это прежде всего рассказ или история о тех или иных
событиях. Такой типичный для псевдонаук способ подачи материала называют
«объяснением через сценарий». Другой отличительный признак— безошибочность.
Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические
аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.
Характеристика девиантного и анормального знания. Термин «девиантное»
означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную
деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец,
а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного
сообщества. Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им
занимаются, как правило, люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным
причинам выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми представлениями методы
и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как правило,
в одиночестве либо небольшими группами. Результаты их деятельности, равно как и
само направление, обладают довольно-таки кратковременным периодом существования.
Иногда встречающийся термин «анормальное знание» не означает ничего иного,
кроме того, что способ получения знания либо само знание не соответствует тем
нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе.
Весьма интересно подразделение анормального знания на три типа.
• Первый тип анормального знания возникает в результате расхождения регулятивов
здравого смысла с установленными наукой нормами. Этот тип достаточно
распространен и внедрен в реальную жизнедеятельность людей. Он не отталкивает
своей аномальностью, а привлекает к себе внимание в ситуации, когда действующий
индивид, имея специальное образование или специальные научные знания, фиксирует
проблему расхождения норм обыденного ми-роотношения и научного (например, в
воспитании, в ситуациях общения с младенцами и пр.).
• Второй тип анормального знания возникает при сопоставлении норм одной
парадигмы с нормами другой.
• Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально
различных форм человеческой деятельности2.
78
Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз
существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают
какой-то изначально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод,
который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю
ограниченность рационализма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие
вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно
псевдонауку, нецелесообразно также, отказывать в кредите доверия вызревшим в их
щПг драх интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни
казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь
|
|