|
с его концепцией личностного знания, тематической — Дж. Холтон. Однако стоит
обратить внимание на вывод Э. Агац-ци, который уверен, что «эпистемология XX
столетия рисует совсем другой образ науки: важные условия объективности и
строгости здесь еще присутствуют, но теперь они сопровождаются сущностной
относительностью и опровержимостью научного знания как такового. Такая позиция
препятствует полному доверию к абсолютности научных данных. Неабсолютность
данных означает, что им нельзя приписывать полную или, скорее, определенную
достоверность»6. Поэтому многие современные эпис-темологи исходят из
инструментального предназначения науки, а именно сводят научные теории к
инструментам, обеспечивающим эффективную координацию наших действий, надежный
прогноз и планирование. Получается, что основное назначение науки должно быть
прагматическим, т.е. прочитываться с точки зрения пользы.
Соотношение гносеологии, эпистемологии и методологии может иметь следующий
вид. Гносеология, в отличие от эпистемологии, истолковывается как теория
познания, охватывающая весь познавательный процесс в целом, начиная от исходных
предпосылок и кончая результатами. Гносеология не мыслима вне
субъектно-объектных отношений, где на одном полюсе располагается отражаемый в
познании или мышлении объект, а на другом — отражающий его субъект.
Под субъектом познания в общем плане понимается активно действующий,
обладающий сознанием и волей индивид или группа индивидов. Под объектом
понимается тот фрагмент реальности, часть природного либо социального бытия, на
что направлена познавательная активность человека. Гносеология, занятая
изучением познавательного отношения человека к действительности, видит в
субъекте участника познавательного процесса. Он очень зависим от
конкретно-исторических условий' и со-цио-культурных факторов, во многом
ограничен возможностями общественной практики.
Современная трактовка понятия «субъект познания» берет свое начало от Р.
Декарта, у которого противопоставление субъекта и объекта выступило исходным
пунктом анализа познания. Следующий важный шаг был сделан И. Кантом, который
пытался раскрыть законы внутренней организации субъекта, развил учение о
категориях как о формах суждения, представление об априорном и апостериорном
знании.
11
Метафизический материализм оказался бессилен в решении вопроса о
взаимоотношении субъекта и объекта. Субъект понимался как отдельный,
изолированный индивид, сущность которого связывалась с его природным
происхождением. Объект— как независимо существующий объективный мир. Их
отношения определялись только воздействием объекта на субъект, последний
оказывался пассивно воспринимающим, лишенным целей и интересов биологическим
существом. И если Л. Фейербах утверждал, что наше Я познает объект, лишь
подвергаясь его воздействию, то К. Маркс совершенно справедливо уточнял —
воздействуя на него. Эта активная, деятельностная роль субъекта в процессе
познания прекрасно понималась идеализмом. Но она абсолютизировалась до такой
степени, что даже объект трактовался производным, зависимым от субъективной
активности. В субъективном идеализме, в котором властвовал тезис «вещь есть
комплекс моих ощущений», объект фактически устранялся.
Современная гносеология, признавая независимое существование субъекта и
объекта, обращает внимание на их связь и взаимодействие. Объект из фрагмента
реальности активно преобразуется в «очеловеченный» объект (наделяется
характеристиками, соразмерными человеческому мироотаошению) и сам изменяется в
ходе этого взаимодействия. Субъект выступает не как абстрактный биологический
индивид, а как исторически развивающееся социальное существо. Основа их
взаимодействия деятельностная. Будучи активной силой во взаимодействии с
объектом, человек не может действовать произвольно. Сам объект, а также уровень
конкретно-исторического развития ставит определенные пределы и границы
деятельности.
Следует заметить, что в современной эпистемологии категория «субъект» не
отождествляется с ментальным планом бытия. Субъекты — это не умы и не сознания.
Эпистемология может быть «бессубъектной» потому, что субъекты в ней, скорее
всего, лишь системы референции. Их функция— зафиксировать и представить нечто.
В этом смысле системы референции могут быть либо инвариантны, либо отличны и
релятивны7.
Методология имеет своей целью обеспечение научного и социального познания
социально выверенными и апробированными правилами, нормами и методами действия.
Это совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту,
сформулированных на основе законов действительности. Методология понимается как
система принципов и способов организации теоретической и практической
деятельности, а также как учение об этой системе. Предполагается, что методолог
знает «тайну» метода, обладает технологией мышления. Поэтому методология
регулирует познавательный процесс с учетом современного уровня знаний,
сложившейся картины мира. Выделяют два уровня методологии. Первый —
инструментальный. Здесь формируются требования, которые обеспечивают протекание
мыслительных и практических операций, и определяется не содержание, а ход мысли
и действия. Второй — конструктивный, направленный на приращение знания,
получение нового содержания.
На современном этапе, помимо выделения в методах объективной и субъективной
сторон, говорят об их структуре, которая весьма устойчи-
12
|
|