|
веры, к обладанию верой.
В ходе обновления эпистемологии одной из главных установок становится
представление об «особом эпчстемологическом статусе» научного знания. Данная
установка связана, во-первых, с признанием факта отличия научного знания от
всех прочих видов знания (философского, обыденного, внерационального) и,
во-вторых, с представлением о том, что именно научное знание обладает
социальной и ценностной нейтральностью. Только такое основание и может
обеспечить совокупность необходимых условий при достижении основной цели науки
— получения объективного и истинного знания. Конечно же, в качестве образца
берется естествознание, которое, вступая в диалог с природой, пытается услышать,
как последняя глаголит сама о себе.
Установка на «особый эпистемологический статус» научного знания ко многому
обязывает. Во-первых, ученый как субъект научного процесса лишается всех своих
человеческих, субъективных качеств и выступает в роли этакого трансцендентного
субъекта, преходящего границы своей личности и субъективности. Во-вторых, в
этой установке содержатся императивы логико-эмпиристского монизма, поскольку
нейтральное и истинное знание может быть одно и только одно. В-третьих, такая
установка есть опровержение факта противостояния экстерналистов и
интернали-стов. Ведь именно экстерналисты признают огромное детерминирующее
влияние социальной действительности и на выбор самого предмета исследования,
который обусловлен насущными реальными потребностями, и на определение
совокупности используемых средств и методов, и на констатацию того простого
факта, что в современной большой науке действуют госзаказы и госпрограммы,
определяющие статус и направление исследований научных коллективов. Они
специфически институциа-
лизированы и сплошь пропитаны импульсами социальности, начиная от рангов и
ставок и кончая степенью адаптации и заинтересованности поставленными научными
целями и задачами. В-четвертых, подобная установка явно противоречит факту
существования.в науке конкурирующих и несоизмеримых научных теорий, что, тем не
менее, наблюдается во всех областях знания.
Опровержение данной установки связано с открытием (в результате
социологических исследований) амбивалентного характера поведения ученого. Это
отмечено, в частности, в исследованиях Р. Мертона. В свою очередь, Т. Кун и П.
Фейерабенд тоже пришли к выводу о неадекватности чисто методологического
описания научной деятельности, к необходимости дополнения такого описания
социологическими, психологическими, культурологическими описаниями. Получалось,
что общезначимость научного знания невозможно объяснить чисто методологически.
Для Куна основой объяснения общезначимости стала коллективная
гештальт-парадигма. Фейерабенд увидел ее во вседозволенности и методологическом
анархизме, тем самым провозгласив самой важной эпистемологичес-кой категорией
конца XX в. плюрализм, хотя первоначально эпистемоло-гия отталкивалась от
принципа соизмеримости всех познавательных утверждений. Плюрализм современной
эпистемологии, или эпистемологии «последней волны», утверждает толерантность
отношений между разными типами рациональности, культурно-исторической
детерминацией, научной институционализацией и многообразием традиций.
Виды эпистемологии XX в. включают в себя следующие модели эпистемологии:
эволюционную, генетическую, натурализованную, гипотети-ко-дедуктивную,
кумулятивистскую, антропологическую, историко-эво-люционную и др. Эволюционная
эпистемология исследует развитие познавательного процесса по аналогии с
эволюцией живой природы и видит в нем ее реальный момент. Она занята
определением иерархии познавательных процессов на различных биологических
уровнях и объяснением свойств и механизмов развития человеческого познания в
эволюционном ключе. Термин «эволюционная эпистемология» ввел Д. Сэмпбелл, Ее
разработкой активно занимались К. Поппер и Ст. Тулмин. Причем К. Поп-пер был
уверен, что эпистемологию, или, иначе говоря, логику научного исследования
необходимо отождествить с теорией научного метода. Предметом генетической
эпистемологии также является процесс познания, однако здесь он истолковывается
как функция онтогенетического развития, обеспечивающая переход от менее
продвинутой стадии к более продвинутой. Основным внутренним механизмом развития,
на который указывает генетическая эпистемология, выступает конструктивная
генерализация и рефлексивная абстракция. Родоначальник генетической
эпистемологии Ж. Пиаже выделил четыре основные стадии в когнитивном развитии,
для которых характерна строгая последовательность формирования: сенсорная (до 2
лет), интуитивная (до 7 лет), конкретно-операциональная (до 12 лет) и
формально-операциональная (до 15 лет).
Натурализованная эпистемология, предложенная У. Куайном, рассматривается как
часть эмпирической психологии, т.е. часть естественной
10
науки. Она изучает естественные явления, в частности, человека— как физические
объекты. Эти объекты могут быть экспериментально контролируемы на входе (при
восприятии мира и получении информации) и на выходе, когда субъект сообщает о
своем описании трехмерного универсума. Сердцевиной эпистемологической проблемы,
по Куайну, оказывается изучение отношений между бедным входом и богатым выходом.
Ку-айн, выступая с обширной,программой натурализованной эпистемоло-гии,
призывал перенести эпиетемологические исследования из кабинетов философов на
площадки научных лабораторий.
Описание моделей эпистемологии можно продолжить и далее, где приверженцем
историке-эволюционной эпистемологии будет Т. Кун, антропологической — М. Полани
|
|