|
который обеспечивает предварительное ориентировочное восприятие и понимание
мира. В данном случае последующей дефиниции подвергается понятие здравого
смысла.
К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание,
которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание
дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о
практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми
нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое
познание носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности
человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности,
представляет личностное знание. Оно ставился в зависимость от способностей того
или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной
деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает
наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и
правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою
индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реаль-
75
но существующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что
науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя
научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
Особую форму вненаучного и внерациоНального знания представляет собой так
называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных
групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее —
шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука
обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука.
В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус
интерсубъективности и прочно расположилась на периферии, вдали от центра
официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная
наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме.
Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет,
наставлений, ритуалов и пр. И несмотря на то, что в народной науке видят ее
огромную и тонкую, по сравнению со скорым рационалистическим взглядом,
проницательность, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание
истиной.
Примечательно, что феномен народной науки представляет предмет специального
изучения для этнологов, которые и называют таковую эт-нонаукой, определяя ее
особенности в зависимости от этничеркого и национального образа жизни.
Бесспорно, что этнонаука связана с интенсивной этнической жизнью, с типичными
для нее ритуалами и коллективными обрядами как формами социальной памяти. В
этом смысле этнонаука может быть рассмотрена как специфическим образом
пространственно локализованная, т.е. как связанная с конкретным ареалом
распространения, а также с конкретным историческим временем.
Очень часто изменения или деформация пространственно-временных условий
существования этноса приводят к исчезновению народных наук, которые обычно не
восстанавливаются. Они жестко связаны с передающимся от поколения к поколению
рецептурным и рутинным неписаным знанием конкретных индивидов: знахарей,
целителей, ворожей и пр. Принципиальная модификация мировоззрения и способов
взаимодействия с миром блокирует весь рецептурно-рутинный комплекс сведений,
наполняющих народную науку. От развитой формы народной науки в распоряжении
последующих поколений в этом случае могут остаться лишь какие-либо реликтовые
ее следы.
Прав был М. Полани, отмечая, что искусство, которое не практикуется в течение
жизни одного поколения, остается безвозвратно утраченным. Этому можно привести
сотни примеров; подобные потери, как правило, невосполнимы.
В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет
круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как «дом человека»,
человек, в свою очередь, — как органичная его частичка, через которую постоянно
проходят силовые линии мирового круговорота. Считается, что народные науки
обращены, с одной стороны, к
76
самым элементарным, а с другой— к самым жизненно важным сферам человеческой
деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.
Символическое в них выражено минимально.
Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается
строгой и исчерпывающей классификации, можно встретиться с выделением следующих
трех видов познавательных феноменов: паранормальное знание, псев-донауку и д е
-виантную на:уку. Причем их соотношение с научной деятельностью или степень их
«научности» возрастают по восходящей. То есть фиксируется некая эволюция от
паранормального знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к
девиантному знанию. Это косвенным образом свидетельствует о развитии
вненаучного знания.
Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных
природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями.
Самыми яркими представителями паранормального знания считаются мистика и
спиритизм.
Для описания способов получения информации, выходящих за рамки науки, кроме
термина «паранормальность» используется термин «вне-чувственное восприятие» или
|
|