|
объект, творящий ученый и третий элемент— знаки, которыми ученый изображает
картину мира. (Впоследствии логические позитивисты
69
акцентировали именно связь второго и третьего элементов, т.е. отношение между
физическими объектами и знаками, или символами. Результат этого соотношения был
назван семантическим качеством науки. Отношения же между членами третьего
необходимого элемента науки — знаками — составляют логический компонент.)
Существует мнение, что история индуктивных наук есть история открытий, а
философия индуктивных наук— история идей и концепций. Наблюдая однообразие в
природе, мы приходим с помощью индукции к утверждению естественных законов.
Эмпиризм и математическое обобщение стали визитной карточкой науки Нового
времени. От имени эмпиризма выступил Фрэнсис Бэкон с его обширной программой
эмпирической философии. От имени рационалистического подхода выступил математик
Рене Декарт. Впрочем, Гарвей высказался о родоначальнике английского эмпиризма
так: «Бэкон занимался наукой как лорд-канцлер». Видимо, имеется в виду, что
дело ограничивалось одними только пожеланиями, общей характеристикой задачи и
увещеваниями о том, что не следует доверяться случайным восприятиям, а нужно
производить методические наблюдения и дополнять их обдуманным опытом. Декарт же
был уверен, что серьезная потребность в истине может быть удовлетворена не
схоластическими рассуждениями и метафизическими теориями, а исключительно
математикой. Эта своеобразная математическая реформа философии заставила
признать ясность и отчетливость важнейшими принципами научного метода. Они
влекут за собой необходимость количественных определений, тогда как
качественные, основанные на чувственном восприятии, по сути своей неясны и
смутны.
Обычно называют 1662г., год образования Лондонского королевского общества
естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией, как дату рождения науки.
В 1666г. в Париже появляется Академия наук. Лондонское королевское общество
объединяет ученых-любителей в добровольную организацию, устав которой был
сформулирован Робертом Гуком. В нем было записано, что цель общества —
«совершенствование знания о естественных предметах, всех полезных искусствах с
помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику,
грамматику, риторику или логику»). Королевское общество стремилось
поддерживать экзальтированный эмпиризм. Работы, выполненные но другим нормам,
отвергались. «Вы не можете не знать, — так звучал отказ одному из авторов, —
что целью данного Королевского института является продвижение естественного
знания в помощью экспериментов и в рамках этой цели среди других занятий его
члены приглашают всех способных людей, где бы они ни находились, изучать Книгу
Природы, а не писания остроумных людей»2"'.
В XVII в. обозначилась новая роль естествоиспытателя — испытующего естество
и уверенного, что божественная «Книга Природы» (метафора, унаследованная из
теологии) написана на языке геометрии (Галилей). Ученые галилеевского типа
настроены на рациональное прочтение книги природы. «...Хотя к 1500 г. Европа не
обладала даже уровнем знаний Архимеда, умершего в 212г. до н.э., все же в 1700г.
«Начала» Ньютона были
70
уже написаны, и мир вступил в современную эпоху, — делал вывод Уайтхед^4.
Главным достоянием Нового времени считается становление научного способа
мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения
природы с математическим методом, и формирование теоретического естествознания.
И Галилей, и Декарт были уверены, что позади чувственных феноменов стоят
математические законы. Интерес к решающему эксперименту был «платой за
застывшую рациональность средневековой мысли». Достаточно напомнить тот факт,
что галилеевс-кий принцип инерции получен с помощью идеального эксперимента.
Галилей формулирует парадоксальный образ — движение по бесконечно большой
окружности при допущении, что она тождественна бесконечной прямой, а затем
осуществляет алгебраические исследования. И во всех интересных случаях
фиксируется либо противоречие, либо несоответствие теоретических идеализации и
обыденного опыта, теоретической конструкции и непосредственного наблюдения.
Поэтому суть научно-теоретического мышления начинает связываться с поиском
предметов-посредников, видоизменением наблюдаемых условий, ассимиляцией
эмпирического материала и созданием иной научной предметности, не встречающейся
в готовом виде. Теоретическая идеализация, теоретический конструкт становится
постоянным членом в арсенале средств строгого естествознания. Примерами таких
конструктов могут служить понятия математической точки, числа, таблицы, графы,
абстрактные автоматы и т.п.
К многообразным приметам возникновения науки относят рост благосостояния и
досуга, распространение университетов, изобретение книгопечатания, захват
Константинополя, появление Коперника, Васко да Гамы, Колумба, телескопа.
Хроника той гениальной эпохи любопытна. Ссылаясь на А. Уайтхеда, заметим, что в
начале XVII в., в 1605г., выходят «О достоинстве и приумножении наук» Бэкона и
«Дон Кихот» Сервантеса. Годом раньше увидело свет первое издание «Гамлета».
Сервантес и Шекспир умирают в один день — 23 апреля 1616 г. Весной того же года
Гарвей в Лондонском врачебном колледже представил свою теорию циркуляции крови.
В год смерти Галилея родился Ньютон (1642), почти 100 лет спустя после
опубликования коперникансТсого «Об обращении небесных сфер». Годом раньше
Декарт публикует свои «Метафизические размышления», а двумя годами позже —
«Первоначала философии». У истоков новоевропейской науки стоят имена Ф. Бэкона,
|
|