|
Алхимические же эксперименты над собственной духовной сферой, так называемая
трансмутация души, также была сопряжена со многими опасностями. Ей
сопутствовало не только желательное развитие паранормальных способностей, но и
серьезные психосоматические расстройства.
Средневековье знало семь свободных искусств — триумвпум: грамматика,
диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами. В XII—XIII вв.
были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным
изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Но в науке господствовал
схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов,
что лишало первостепенной значимости задачу по исследованию естества, фюзис,
Природы.
Когда проводят компаративистский (сравнительный) анализ средневековой науки
с наукой Нового времени, то основное отличие видят в изменении роли индукции и
дедукции. Средневековая наука, следуя линии Аристотеля, придерживалась дедукции
и оперировала путем заключений из общих принципов к отдельным фактам, тогда как
новая наука (после 1600 г.) начинает с наблюдаемых отдельных фактов и приходит
к общим принципам с помощью метода индукции. Дедукцию истолковывают иногда и
как процесс нисхождения, который начинается от чего-то наиболее общего,
фундаментального и .первичного и растекается на все остальное. В такой
интерпретации весьма узнаваемо сходство дедукции и эманации, предполагающей
истечение из лона порождающего характеристик, особенностей и сущностей более
простого порядка.
В рамках же официальной доктрины средневековья главенствуют вера и истины
откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах истины, ликвидируется
самостоятельность природы, Бог, благодаря своему всемогуществу, может
действовать и вопреки естественному порядку.
Теологическая ориентация средневековья очень хорошо прослеживается в
текстуальном анализе идей великих мыслителей того времени. Так,
66
в высказывании Тертуллиана (ок. 160 — после 220) отмечается: «...напрасны
потуги философов, причем именно тех, которые направляют неразумную
любознательность на предметы природы прежде, чем на ее Творца и Повелителя...».
Ведь «философы только стремятся к истине, особенно недоступной в этом веке,
христиане же владеют ею. <...> Ибо с самого начала философы уклонились от
источника мудрости, т.е. страха Божьего»1-1.
Истина оказывалась в полном ведении Божества, так что «христиане должны
остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а не сообразно
Богу, которым сотворен сам мир», — подчеркивал Августин14. Средневековье
пестрило многообразными аргументами и подходами, опровергавшими возможность
истинного познания природы вне божественного откровения. Считалось, что знание,
перерастающее в науку, — это разумное познание, позволяющее нам пользоваться
вещами. Науку необходимо подчинять мудрости, доступной лишь божественному
разуму. Говоря о философах, Августин пишет: «Они твердили: «истина, истина» и
много твердили мне о ней, но ее нигде у них не было. Они ложно учили не только
о Тебе, который есть воистину Истина, но и об элементах мира, созданного тобой..
.»15.
В особом, преимущественном положении находилась логика, ибо, как справедливо
полагал Боэций, «всякий, кто возьмется за исследование природы вещей, не усвоив
прежде науки рассуждения, не минует ошибок... Таким образом, размышления о
логике заставляют прийти к выводу, что этой столь замечательной науке нужно
посвятить все силы ума, чтобы укрепиться в умении правильно рассуждать: только
после этого сможем мы перейти к достоверному познанию самих вещей»16. Он
понимал логику как рациональную философию, которая служит средством и орудием и
с помощью которой получают знание о природе вещей.
Логику как науку о доказательстве в рассуждениях ценил очень высоко Пьер
Абеляр, утверждавший, что наука логики имеет большое значение для всякого рода
вопросов и что первым ключом мудрости является частое вопрошание17.
Пожалуй, в окончательном виде кредо средневековья было сформулировано пером
Фомы Аквинского: «...необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают
свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на
откровении. <...> Священное учение есть такая наука, которая зиждется на
основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание,
которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства... Эта наука—
теология, к другим наукам она прибегает как к подчиненным ей служанкам»18.
Таким образом, в средневековье оформился специфический и решающий критерий
истинности, а именно ссылка на авторитет, которым в контексте средневековой
культуры был Бог.
Начало эпохи Возрождения было отмечено подъемом интереса к математике.
Известна, например, «Сумма арифметики, геометрии, пропорции и
пропорциональности» флорентийского математика Луки Пачоли (ок. 1445 — позже
1509). В ней автор подводил итог всему математическому знанию, а также с новой
силой утверждал тезис античного математика
67
Филолая и других пифагорейцев о том, что математика отражает всеобщую
закономерность, применяемую ко всем вещам.
П. Гайденко оценивает средневековую науку так: «...научное знание в средние
века имеет характерные особенности. Прежде всего оно выступает как правила, в
|
|