|
каждая попытка завладеть магическими священными книгами, а тем более
употреблять их для каких-либо целей. Этим объясняется и ставшее известным
изречение древнеегипетский жрецов: «Все для народа, но через народ ничто». И.П.
Шмелев делает предположение, что если в Древнем Египте жезлы были инструментами
фиксации знания, то не указывает ли их геометрия на шифр, заложенный в самих
жезлах? Сравнивая иероглифы и рисунки на уцелевших композициях комплекса
древних панелей из захоронения древнеегипетского зодчего Хеси-Ра, можно
получить аргументированные свидетельства того, что жезлы являются инструментами
соразмерности, а следовательно, представление о них только как о символах
знатности неполно. Впрочем, во многом неполна и недостаточна и сама версия о
происхождении науки в собственном смысле слова в столь отдаленный период. Хотя
аналогии возможны. Корпус посвященных весьма напоминает герметичность
деятельности научных сообществ, вход в которые также закрыт для профанов.
Принцип наставничества, научного руководства — действующий принцип в процессе
подготовки научных кадров. Секретность полученных знаний — требование, весьма
актуальное и по сей день с учетом последних разработок в сферах генетики и
клонирова-ния. И вся своеобразная система древнейших знаний, погребенная под
64
толщей мистических иносказаний, интересна тем, что имеет тенденцию к
воспроизведению и обнаружению своей значимости в новейших, парадоксальных
открытиях информационных технологий.
Версия 3 сообщает о возникновении науки в контексте поздней средневековой
культуры. Иногда возникновение науки относят к периоду расцвета поздней
средневековой культуры Западной Европы (XII-XIV вв.). В деятельности
английского епископа Роберта Гроссетеста (1175-1253) и английского
францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была переосмыслена роль
опытного знания.
Знаменитый трактат Гроссетеста «О свете» лишен упоминаний о Боге, но
изобилует ссылками на Аристотеля и его трактат «О небе». Гроссетест был
комментатором «Первой аналитики» и «Физики» Аристотеля. Он широко использовал
его категориальный аппарат. Медиевисты считают Гроссетеста пионером
средневековой науки. Ему принадлежат также трактаты «О тепле Солнца», «О
радуге», «О линиях угла и фигурах», «О цвете», «О сфере», «О движении небесных
тел», «О кометах». Сопровождающее их математическое обоснование связано с
символикой цифр: «Форма как наиболее простая и не сводимая ни к чему сущность
приравнивается им к единице; материя, способная под влиянием формы изменяться,
демонстрирует двойственную природу и потому выражается двойкой; свет как
сочетание формы и материи — это тройка, а каждая сфера, состоящая их четырех
элементов, есть четверка. Если все числа сложить, — пишет Гроссетест, — будет
десять. Поэтому десять — это число, составляющее сферы универсума»12.
Гроссетест описывает широко распространенный метод наблюдения за фактами,
называя его резолюцией, обращается к методу дедукции, а соединение двух
конечных результатов образует, по его мнению, метод композиции.
Источники сообщают много удивительного о персоне Роджера Бэкона, в частности
то, что он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Ему
принадлежит идея подводной лодки, автомобиля и летательного аппарата. Он с
огромной убеждающей силой призывал перейти от авторитетов к вещам, от мнений к
источникам, от диалектических рассуждений к опыту, от трактатов к природе. Он
стремился к количественным исследованиям, к всемерному распространению
математики. Однако работы неортодоксального монаха-францисканца были сожжены, а
сам он заточен в тюрьму.
Типичный образ средневекового алхимика рисует его за неустанной работой в
лабораторных условиях, где он проводит многочисленные опыты и ставит интересные
эксперименты в целях добиться трансмутации металлов, отыскать философский
камень, эликсир жизни. (Заметим, что смысл слова «эксперимент» не тождественен
современному, а означает свойственные средневековым магам попытки или операции
комбинирования отдельных единичных процессов.)
В основу эликсира бралось искусственное золото, над получением которого так
бились алхимики. Господствовало представление о том, что все металлы
представляют собой неосуществленное золото, осуществлению которого требуется
огромный период времени. Алхимик стремился уско-
65
рить процесс «созревания» золота с помощью нагревания раствора из свинца и
ртути. Очень распространены были алхимические эксперименты над перегонкой
киновари. При ее нагревании выделялась белая ртуть и красная сера. Такое
сочетание цветов ассоциировалось со спермой отца и кровью матери. Киноварь,
воспринимаемая как некое андрогенное начало, в миросозерцании средневековых
алхимиков способствовала бессмертию. Средневековым символом алхимии была
совокупляющаяся пара.
Лабораторная алхимия разделяется на придворную и отшельническую. Придворная
больше была склонна к механическому достижению эффекта. Отшельническая
связывала эффект с необходимостью очищения и медитативными практиками. Вместе с
тем имеются сведения, что реальное применение алхимических препаратов, в
частности эликсиров жизни, были крайне негативными. В них входили ядовитые
вещества — ртуть, мышьяк, свинец. Они вызывали сильные формы отравлений,
галлюцинаций, кожной сыпи и других болезненных проявлений. Поэтому
неудивительно, что алхимиков преследовали и часто казнили. Хотя положительная
часть средневековой алхимии закрепила себя в трактатах по фармакологии.
|
|