Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: Лешкевич Т. Г. - Философия науки: традиции и новации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
гончарного круга привело к «массовому» производству керамических изделий. На 
высоте были знания о сплавах и металлах, изобретались и совершенствовались 
красители, активно использовавшиеся в практической деятельности древних египтян.

   Широко описываемые в древнеегипетской мифологии весы были выдающимся 
достижением хозяйственной практики. Особое значение имело изобретение паруса, 
ставшего первым шагом в использовании энергии ветра.
   Специалист по египетской истории Б. Тураев отмечает, что уже в Древнем 
царстве (в один из исторических периодов развития египетской цивилизации) не 
без связи с практикой мумифицирования накопилось много знаний в области 
анатомии и медицины, которые
62

обусловили появление врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов".
 Древнеегипетские врачи были сведущи в анатомии, знали о существоавнии и 
функционировании системы кровообращения, изучали роль мозга как центра 
человеческого тела (паралич ног связывали с повреждением мозга). Они могли 
делать трепанацию черепа, что является чрезвычайно сложной операцией и в наше 
время. С легкостью пломбировали зубы, чего не умели делать и в XVIII в. (не зря 
этот век вошел в историю под названием «щербатый»). Имелись руководства и для 
ветеринаров. Рецепты доказывают значительные познания в области химии. В Египте 
существовали и специальные учебные заведения, так называемые «дома жизни». По 
мнению некоторых ученых, в них составлялись священные книги и велись изыскания 
в области медицины. Египетские медики поражали точным описанием течения многих 
болезней. Искусство бальзамирования трупов и изготовления лечебных средств до 
сих пор поражают своим эффектом. Найденные при раскопках гробниц многообразные 
хирургические инструменты свидетельствовали о высоком уровне развития хирургии.
  Мифология Древнего Египта развивалась на базе достаточно высокой цивилизации 
и сопровождалась изобретением письменности. Появление письменности трактуется 
как становление необходимого базиса для науки древнеегипетской цивилизации. 
Однако дешифровать египетские иероглифы крайне трудно. Некоторые из папирусных 
свитков, хранящихся в европейских музеях, и по сей день не разгаданы. Можно 
понять, что в них речь идет о магических операциях, магических текстах, 
заговорах, заклятиях, но что этим достигается, остается непонятым. К наиболее 
понятным папирусам относится «магический папирус Гарриса». Его основное 
содержание составляли заклинания, служащие для защиты живых.
  К основателям египтологии причисляют Жана Франсуа Шампильона (1790-1832), 
которому удалось найти ключ к прочтению древнеегипетских иероглифов. Это 
позволило говорить о достоверности исторических событий глубокой древности. 
Первоначально иероглифы применялись для обозначения собственных имен и цифр. 
Считается, что в Египте благодаря хозяйственной практике система письменности 
сложилась уже к Раннему царству. Знаки были рисуночными и звуковыми выражениями 
одной или более согласных. Хотя для каждого отдельного звука был выработан знак,
 который не читался, но пояснял смысл. Символические изображения переходили в 
надписи, по своей архаичности весьма трудно расшифровываемые. Иерографическое 
письмо чаще всего использовалось для монументальных, вырезанных на камне 
надписей. Для хозяйственных целей применялось скорописное письмо. Этим же 
шрифтом писали литературные произведения и научные книги.
  Астрономия же находила себе применение и в теории солнечных часов, и в 
математической географии. Древние египтяне знали, что Земля круглая и несется в 
пространстве, они внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный 
календарь. Календарь разделял год на три сезона по 4 месяца каждый. 
Тридцатидневный месяц делился на декады. В
63

году было 36 декад, посвященных особым божествам, созвездиям. В конце года 
добавлялось 5 дней. Возникновение календаря также обусловливалось потребностями 
практической жизнедеятельности — важно было знать периодичность разлива Нила. 
Наблюдатели заметили, что разлив Нила знаменуется появлением на рассвете после 
долгого перерыва звезды Сириус. Однако они не привели в соответствие 
календарный и астрономический год, т.е. не учли високосные годы. Поэтому 
утренний восход Сириуса расходился с Новым годом на 1день. Через 120 лет эта 
ошибка стала очень ощутимой. Вместе с тем любопытно отметить, что даже Коперник 
использовал египетский календарь в лунной и планетной таблицах.
  Деление суток на 24 часа — тоже вклад египтян, но весьма своеобразный. Оно не 
похоже на современное, предполагающее равнозначность — 60-минутность — всех 
часов суток, что было впоследствии осуществлено под влиянием античной практики, 
соединенной с техникой вычисления. Египетский счет часов предполагал 10 часов 
дневных, 12 часов ночных и 2 часа сумеречных. В результате получалось 24 часа 
неравной продолжительности.
   Египтяне создавали карты неба, группировали созвездия, вели наблюдения за 
планетами. Изобретение календаря и элементов астрономии трудно переоценить. Все 
эти завоевания древнеегипетской цивилизации были щедрыми дарами для 
последующего развития культуры всех народов.
   Однако трудности в изучении египетских знаний объяснялись тем, что они были 
тайной, хранимой жрецами, которые строго следили, чтобы сокровенные знания о 
Вселенной и человеке держать втайне от профанов, но передавать их ученикам, 
посвященным. Об этом свидетельствуют отдельные фрагменты из «Книги мертвых», в 
которой строго запрещается совершать при свидетелях описываемые там церемонии, 
при них не могут присутствовать даже отец и сын покойника. Строго наказывалась 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-