|
природы познания объяснение возникновения той или иной области знания. В
контексте же египтологии существует версия, со-
60
гласно которой основные знания точных наук египтянам были переданы от более
древней цивилизации. Иногда упоминают об атлантах и Атлантам де. Впрочем, здесь
все исторические свидетельства упираются в тупик, имя которому— легенда.
Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6-4 тысячелетием до н.э.,
представлена интереснейшей и во многом необычной на взгляд рационалиста
концепцией освоения мира. Географическая изоляция способствовала формированию
ее самобытности и уникальности. Вряд ли ее, как и древнегреческую, можно
назвать «детством человечества». Напротив, мощь и инаковость древнеегипетской
цивилизации поражает и ставит вопрос о масштабах и логике преемственности в
культурном развитии человечества. Ведь греки, обязанные своим «древнегреческим
чудом» (как именовалась греческая цивилизация) знаниям, вывезенным из Древнего
Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве.
Известно, что даже знаменитый Пифагор изучал священную математику — науку чисел
или всемирных принципов — в храмах египетских жрецов. Он даже носил
по-египетски пурпурную повязку на лбу. И правильнее было бы говорить о
священном знании Древнего Египта, удочерившего Элладу.
По мнению египтолога И. Шмелева, «сегодня можно определенно сказать, что не
греки были первооткрывателями фундаментальных законов, на которых держится
связь миров. За тысячи лет до талантливых мужей Эллады жрецы Древнего Египта в
совершенстве изучили и овладели секретами, которые мы заново открываем в наш
стремительный век»8. Египетские математики установили форму отношения длины
окружности к диаметру (то самое «им» равно...), производили исчисления с
дробями, решали уравнения с двумя неизвестными. Если иметь в виду утверждение,
что наука началась тогда, когда начали мерить, то этот критерий приемлем и к
науке древнеегипетской цивилизации. Вклад египетской математики в мировую
сокровищницу бесценен, несмотря на существующее представление, что потребности
в математике не выходили за пределы элементарных, связанных с обыденной
жизнедеятельностью. Основой египетской математики считаются единичные дроби.
Особое значение придавалось операции сложения, к которой сводятся действия
умножения, а также двоичный принцип умножения, который,сейчас выполняют
вычислительные машины. Египетские дроби — это всегда единичные дроби.
Исследователи делают вывод, что в математике египтян выделяются два принципа:
строгая аддитивность и широкое использование естественных дробей.
Действительно, ответ на вопрос, чем же так выделяется, кроме своего бесспорно
древнейшего возраста, древнеегипетская культура, найти не просто из-за
отсутствия полных и систематических источников. Его можно лишь реконструировать,
опираясь на оставшиеся памятники мудрости древних: «Книга мертвых», «Тексты
пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о
том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Адмуат», а также труды античных
авторов Геродота, посетившего Египет в V—VII вв. до н.э., Плутарха (1-Й в. н.э.
), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе». Имеющийся в распоряжении
исследователей Большой папирус Харриса составляет 45 метров в длину.
61
Формой правления в древнеегипетской цивилизации была фараонская деспотия. Ее
с полным правом можно назвать правлением посвященных, ибо главнейшую роль
играло жречество. Высший и низший жреческие советы хранили свою науку, делали
истину недоступной профанам. Была выработана практика захоронения фараонов. Как
«сын» солнца, фараон не мог уйти на тот свет незамеченным. Поэтому строились
гигантские пирамиды — места захоронения фараонов, и сама процедура пофебения
обставлялась захватывающими и символически значимыми ритуалами. Восемьдесят
пирамид, искусно сложенных из огромных, нередко многотонных каменных глыб,
осталось в наследство от Древнего Египта.
Однако существует точка зрения, в соответствии с которой предназначение
пирамиды как места захоронения фараона— второстепенное и сопутствующее.
Пирамиды предназначались прежде всего для последующей деятельности жречества,
для осуществления интенсивной и обширной программы тотального управления
страной средствами психотехники. Согласно преданиям, могли существовать такие
сооружения «Озаряющего Света», в пространстве которых медитативный сеанс мог
протекать в высшей степени успешно благодаря усиливающему воздействию
био-ритмически структурированного пространства храма. Храм ифал роль
синтезатора, генерирующего стационарное поле (внутри оболочки в виде стеновых
офаждений и кровельного покрытия), которое позволяло сохранить устойчивую
глубину транса'.
Возле пирамиды Хеопса возведено прекрасное и загадочное изваяние —
знаменитый сфинкс с львиным телом и человеческой головой. Сфинкс вообще являлся
главным символом Древнего Египта. Разгадка тайны сфинкса, смотрящего в никуда,
есть одновременно попытка постижения безмерного и бесконечного человеческого
микрокосма.
Достигшее необычайных высот строительное искусство включало в себя также
глинобитные строения и из сырцового кирпича. Оно сопровождалось развитием
металлургии меди, совершенствованием деревообделочного, каменнообделочного и
гончарного мастерства. Как отмечает Дж. Бернар10, наши стулья, столы не
изменились с тех пор, как их создали первые египетские мастера. Кресла с
плетеными сидениями и гнутыми ножками были известны 4500 лет назад. На особом
месте находилась обработка папируса, кож и выделка льняных тканей. Изобретение
|
|