|
«отношение»). Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит (по проблеме
пространства) и Платон (во взглядах на время) трактовали пространство и время
как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга.
Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища
движения атомов. Без пустоты, по его мнению, атомы лишены такой возможности.
Пространство, согласно учению Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара, объективно,
однородно, бесконечно. Оно вместилище совокупностей атомов. Время отождествимо
с вечностью — это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к
будущему. Время есть вместилище событий.
Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано
Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель
отрицает существование пустоты как таковой. Пространство неоднородно и конечно
— это система естественных мест, занимаемых материальными телами.
Отвечая на вопрос «Что есть время?», Аристотель рассуждает: как в движении,
так и во времени всегда есть некоторое «прежде» и некоторое отличное от него
«после». Именно в силу движения мы распознаем различные, не совпадающие друг с
другом «теперь». Время оказывается не чем иным, как последовательностью этих
«теперь», их сменой, перечислением, счетом, «числом движения в связи
предыдущего и последующего».
Эти две тенденции в истолковании пространства и времени— либо как
самостоятельных, объективных и независимых от вещественного наполнения начал
бытия, либо как неотъемлемых внутренних аспектов движущейся материи — получили
развитие в дальнейшем. Более двадцати веков просуществовала первая
субстанциональная концепция, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и
изменениям. Ньютоново пространство, как неподвижное, непрерывное, однородное
трехмерное вместилище материи, в сушности, также было и Демокритовым. Время, по
Ньютону, однородная, равномерная, вечная и неизменная «чистая» длительность. В
классической механике пространство и время— объективные данности, которые все в
себя вмешают и ни от чего не зависят. Ньютон говорил об абсолютном времени,
которое «само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо
внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».
Представления о пространстве и времени, аналогичные взглядам Аристотеля,
развивались в Новое время Лейбницем и Декартом. Ни однородной пустоты, ни
чистой длительности как самостоятельных и независимых начал бытия не существует.
Пространство — порядок взаиморасположения тел, время — порядок
последовательности сменяющих друг друга событий. Протяженность объектов и
длительность процессов — не первичные свойства, они обусловлены силами
притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и
изменением.
59
Геоцентрическая система Аристотеля—Птолемея основывалась на данных
обыденного опыта и здравого смысла. Геоцентризм был принят за незыблемую истину.
В «Великом математическом построении астрономии» Клавдий Птолемей столь
искусно и математически строго представил движение Солнца, Луны и других
небесных светил вокруг неподвижной Земли, что впервые стали возможны сами
вычисления движения. Астрономические таблицы на основе труда Птолемея играли
огромную роль в практической астрономии на протяжении множества веков.
Общий вывод данной версии весьма тривиален: от философии отпочковались
отдельные науки. Или иначе: в рамках классической античной науки, стремящейся,
как и в начальной программе натурфилософии, к целостному осмыслению изучаемых
явлений, наметились тенденции отделения самостоятельных наук от философии,
вычленение их особых предметов и методов.
Версия 2, в которой речь ведется о науке более древней, нежели античность, о
науке египетской цивилизации, построена на данных, которые вводятся в обиход
значительно реже. Цивилизация Древнего Египта 4-го тысячелетия до н.э.
располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии,
астрономии и др. Точка зрения, согласно которой из Древнего Египта пришли
основные тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие
всех рас и народов, и именно из тайного учения заимствовали свои знания и Индия,
и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония и даже Древняя Греция и Рим, вполне
оправдана. Так как почти одновременно возникшие в цивилизации Древнего Египта
многообразные области человеческого знания: медицина, химия, астрология, музыка,
акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия,
география и ораторское искусство — имеют самый древний возраст из>всех ныне
известных и существующих систем.
Четвертое тысячелетие до н.э. было периодом активного развития Древнего
Египта. Основой древнеегипетского хозяйства было ирригационное земледелие.
Природно-климатические условия страны, и в частности происходившие с точной
периодичностью разливы Нила, обусловили рит-мичнос-гь и цикличность
мировосприятия древних египтян. Разливы Нила, от которых он, смешиваясь с
почвой, менял окраску и принимал оттенок крови, «оплодотворяли землю и
определяли жизнь». От них зависел стабильный ритм жизнедеятельности страны.
Геродот называл Египет «даром Нила», подчеркивая этим значение реки в жизни
страны. Иногда утверждается, что Египет— это греческое название страны Кем, что
в переводе означает «тайна, загадка». Согласно другим данным, египтяне называли
свою страну словом Кемет — Черная — по цвету вспаханной земли нильской долины7.
Развитие земледелия повлекло за собой развитие геометрии как землемерия.
Возникли и географические, описывающие землю, карты, отвечающие на потребность
землемерия — геометрии. Однако это традиционное, исходящее из социальной
|
|