|
«неопределенное» множество. Анаксагор называет их семенами, Аристотель же дает
им название «гомеометрии» т.е. подобночаст-ные. Любая гомеометрия бесконечно
делима, неоднородна, подобно целому она заключает в себе все существующее.
Однако гомеометрии Анаксагора играют роль материи пассивной, а хаос может
развиться в космос лишь при условии активного начала. Таковым у Анаксагора
выступает Нус, или Ум. Первоначально он приводит все в круговое движение, затем
происходит процесс формообразования. Легчайшее идет к периферии, тяжелейшее
падает в центр. Анаксагор — продолжатель рационалистической традиции. Введя в
качестве движущего начала ум, он мало его использует. Везде, где возможно, он
дает механистическое объяснение, и в его космологии нет «проведения».
Атомистика, к приверженцам которой относились Левкипп, Демокрит, Эпикур и
Лукреций Кар, в противовес элеатам, отрицающим небытие, признавала наличие
пустоты. Она есть условие всех процессов и движений, но; сама неподвижна,
беспредельна и лишена плотности. Каждый член бытия определен формой, плотен и
не содержит в себе никакой пустоты. Он есть неделимое (по греч. — «атомос»).
Атом тождественен самому себе, но может иметь разную форму, отличаться порядком
и положением. Это является причиной разнообразных соединений атомов.
Складываясь и сплетаясь, они рождают различные вещи. Даже душа в учении
Демокрита состоит из атомов. Тем самым в атомистической картине мира
складывается свое объяснение проблемы множественности и находят своеобразное
отражение процессы возникновения, уничтожения, движения.
Атомисты, как подмечает А.Н. Чанышев, примирили Гераклита и Пар-менида,
признав, что мир вещей текуч, мир элементов, из которых вещи состоят,
неизменен-'. Кроме установленных законов сохранения бытия, сохранения движения
атомисты провозгласили закон причинности: «Ни одна вешь не происходит попусту,
но все в силу причинной связи и необходимости». Случайность, однако, понимается
субъективно, как то, причину чего люди не знают.
Достаточно высоко с точки зрения развития научной мысли оценивается и
деятельность софистов. Они сосредоточили свое внимание на процессе образования
научных понятий, методов аргументации, логической обоснованности и способов
подтверждения достоверности результатов рассуждения. Рационализм, релятивизм и
скептицизм, а также конкретно
57
поставленная задача, требующая непротиворечивого доказательства, со времен
софистов стали постоянными спутниками научного поиска.
Как отмечают исследователи, античная наука столкнулась с феноменом
несоизмеримости и пыталась его освоить. Иррациональные числа указывали на
наличие реальности, которая сопротивлялась привычной логике упорядочивания. В
истории античной науки известны многочисленные попытки, направленные на то,
чтобы освоить несоизмеримость, вписать ее в систему. А. Огурцов, ссылаясь на
Паппа, указывает, что Ар-хирей стремился построить арифметику несоизмеримых
величин, Театет — расчлененную теорию иррациональных линий. Демокрит написал
несохранившийся труд «Об иррациональных линиях и телах»4. Поздние пифагорейцы
стремились примирить идею несоизмеримости с принципами упорядоченной структуры
космоса. Следующие отсюда выводы выходили далеко за пределы собственно
математических построений, ибо доказывали, что есть вещи, не имеющие логоса и
пропорции, говорящие от имени Иного.
Однако идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса преобладала. И
игнорируя все тонкости и аномалии, которые вносил собой обнаруженный
математикой феномен несоизмеримости, за которым скрывалась онтология хаоса,
Платон превозносил общественное значение стройного здания математики. «Вот
какое отношение имеет математика к управлению государством: она воспитывает
возвышенный строй души, научает душу отвращаться от хаотического и
беспорядочного мира чувственного (становления) и приобщаться к миру вечного
бытия, где царят порядок, гармония, симметрия»5.
Считается, что первую попытку систематизированного отношения к тому, что мы
впоследствии стали называть наукой, составляют именно произведения Аристотеля.
Например, его книга «Физика» — это не только и не просто физика, но и философия
физики. В доказательство, вслед за Ф. Франком, приведем одно из рассуждений
Аристотеля: «Естественный путь к этому (то есть к познанию природы) идет от
более известного и явного для нас к более явному и известному по природе: ведь
не одно и то же, что известно для нас и прямо само по себе. Поэтому необходимо
дело вести именно таким образом: от менее явного по природе, а для нас более
явного, к более явному и известному по природе». Тем самым (согласимся с Ф.
Франком) Аристотель хотел показать, что одной из основополагающих черт научного
познания является переход от того, что познается непосредственно, к тому, что
доступно пониманию. Возникновение из не-сущего понимается Аристотелем как
случайное возникновение. Движение есть переход от потенции к энергии, от
возможности к действительности. В «Физике» он рассматривает идею непрерывности.
И в бесконечности мышления Аристотель видит главное условия для принятия
Бесконечности как таковой, бесконечной протяженности Космоса. В
перипатетической физике обосновывается недопустимость пустоты и соотношение
математики и физики решается в пользу физики. Не математика должна быть
фундаментом для построения физики, а физика может претендовать на значение
«базисной», «фундаментальной науки».
58
В античной философии сложились две концепции, вскрывающие сущность
пространства и времени: субстанциональная и реляционная (от relatio —
|
|