|
Версия .1. Некоторые ученые указывают на феномен античной науки, считая, что
именно в нем сформировались первые образцы теоретической науки и, в частности,
геометрия Евклида. Первые натурфилософы (фисиологи, по определению Стагирита)
были в большей степени учеными, чем философами. Считается, что античный мир
обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В
античности большое внимание уделялось и постижению и развертыванию истины, т.е.
логике и диалектике.
Явные сдвиги были связаны со всеобщей рационализацией мышления. Дальнейшее
освобождение от метафоричности и переход от мышления, обремененного
чувственными образами, к интеллекту, оперирующему понятиями, представил
традиционные философские проблемы в новом свете и ином звучании. Происходит
изгнание всех антропоморфных сил. Поэтика мифа уступает место зарождающемуся
логосу, «разумному слову» о природе вещей. Появляются первые «фисиологи», или
натурфилософы,
53
с их учением о первоэлементах мира (вода, огонь, земля, воздух). Постепенно
философские системы приобретают вид все более и более рационально оформленного
знания. Линностно-образная форма мифа заменяется без-личностно-понятийной
формой философии. Олицетворение уступает место абстракции. На место множества
человекообразных богов в основу всего ставится единое «естество» — вечная и
многообразная природа. И если в мифологии действительность воображалась, в
натурфилософии она начинает пониматься.
Сенека первым применил название philosophia naturalis как общее обозначение
философских течений Древней Греции, предшествующих Сократу и софистам. Первые
древнегреческие натурфилософы— философы, изучающие природу, представители
милетской школы: Фалес, Анакси-мен, Анаксимандр, а также Гераклит Эффеский —
были также и учеными. Они занимались изучением астрономии, географии, геометрии,
метеорологии. Фалес, например, предсказал солнечное затмение и первым объяснил
природу лунного света, считая, что Луна отражает свой свет от Солнца. Доказывая
простейшие геометрические теоремы, он вводил и использовал дедуктивный метод.
Названия приписываемых по традиции Фалесу работ: «Морская астрология», «О
солнцестоянии», «О равноденствии», «О началах» — свидетельствуют, в какой
степени ум его был обращен к познанию природы. Ученика Фалеса Анаксимандра
называют «истинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской науки о
природе». Он высказал положение, что началом (принципом) и стихией (элементом)
сущего является апейрон (от греч. «беспредельное»). Алейрон — бесконечное,
неопределенное — лежит в основе всего, обладает творческой силой и является
причиной всеобщего возникновения и уничтожения.
Логос натурфилософии имел своим содержанием поиск основ мироздания, причин и
законов строения мира. «Фисиологи» стремились открыть единую первооснову
многообразных природных явлений. Названные ими в качестве первоначал сущности
были не просто физическими стихиями. Они несли в себе сферхфизический смысл,
так как выступали носителями мироединства. Сам термин «логос» трактовался
многозначно: как всеобщий закон, основа мира, мировой разум и слово. Как слово
о сущем, логос противопоставлялся не только вымыслу мифа, но и видимости
чувственного восприятия вещей. От мифа к логосу— так обозначалось то
направление пути, которое выбрала античная мысль, осваивая универсум.
Натурфилософия выступила исторически первой формой мышления, направленного
на истолкование природы, взятой в ее целостности. Она привнесла собой вместо
господствующего в мифологии образа «порождения» идею причинности. В рамках
натурфилософии был выдвинут ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории
науки, например, атомистическая гипотеза, гипотеза о возникновении порядка из
хаоса.
Наметившиеся в натурфилософии два направления в объяснении мира могли быть
обозначены как «Многое есть единое» и «Единое есть многое». С точки зрения
первого, многообразный природный мир имел в основе некую единую субстанцию и
строился из первичных элементов, исрво-
54
кирпичиков — атомов. С точки зрения второго, единый в своей целостности
универсум порождал из себя на протяжении хода развития все многообразие
природных явлений. Тем самым натурфилософы поставили для всей последующей
философии две важнейшие проблемы: проблему субстанции — вечной и пребывающей
основы всего сущего — и проблему движущего принципа — источника всех
происходящих изменений. Если на первый вопрос Фалес ответил: «Вода есть основа
всего», то с движущим началом, по свидетельствам Аристотеля, Фалес связывал
душу. И даже магнит, раз он приводит в движение железо, имеет душу.
Вместе с тем очевидным и существенным стала интенция «направленности во вне»,
выражающаяся тем, что, формируя идею природы, мысль античных натурфилософов
должна была приучиться мыслить то, что вне ее (мысли), что существует
независимо от нее, не прибегая к закрепленным в мифологическом сознании приемам
антропоморфиза-ции, но лишь двигаясь по логике предмета. Натурфилософское
мышление было направлено на объект. При этом, однако, неизвестные
действительные связи заменялись «идеальными фантастическими связями», а
«недостающие факты — вымыслами». Иначе и быть не могло.
Когда же Аристотель отмечает, что его предшественники «фисиоло-ги»,
«устанавливая элементы и так называемые начала, хотя и без логических
обоснований, но все же говорят о противоположностях (tanantia legoysin), как бы
вынуждаемые истиной», он тем самым фиксирует зародыш стихийной диалектики
|
|