|
глубинных размышлениях. Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро
конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам Сциентизма относятся
все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит
в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить
все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей
ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и
новые свидетельства технического подъема.
Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической
революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех
возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических
проблем.
Сциентизм и его антитеза — антисциентизм — возникли практически одновременно
и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто
является сторонником Сциентизма, а кто анти-сциентист, нетрудно. Аргументы
сциентистов и антисциентистов легко декодируются, имея разновекторную
направленность.
• Сциентист приветствует достижения науки. Антисциентист испытывает
предубежденность против научных инноваций.
• Сциентист провозглашает знание как культурную наивысшую ценность.
Антисциентист не устает подчеркивать критическое отношение к науке.
• Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое
прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики,
выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они
совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой
общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные
возможности.
Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину,
что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее
и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения.
Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех
людей, для всего человечества.
45
• Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к
«онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать
организованной, управляемой и успешной. В отличие от сциентистов антисциентисты
считают, что понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание».
• Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с
негативными последствиями всеобщей тех-нократизации. Антисциентисты прибегают к
предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии
катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число
своих сторонников.
Однако и в том, и в другом случае Сциентизм и антисциентизм выступают как
две крайности и отображают сложные процессы современности с явной
односторонностью.
Ориентации Сциентизма и антисциснтизма носят универсальный характер. Они
пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли
соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским
термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического
сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти
ориентации носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и
подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов
химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии
заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных
достижений. Однако возрастание стандартов жизни и причастность к этому процессу
непривилегированных слоев населения добавляет очки в пользу Сциентизма.
Экзистенциалисты во всеуслышание заявляют об ограниченности идеи
гносеологической исключительности науки. В частности, Серен Кьерке-гор
противопоставляет науку, как неподлинную экзистенцию, вере, как подлинной
экзистенции, и, совершенно обесценивая науку, засыпает ее каверзными вопросами.
Какие открытия сделала наука в области этики? И меняется ли поведение людей,
если они верят, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли? Способен ли дух
жить в ожидании последних известий из газет и журналов? «Суть сократовского
незнания, — резюмирует подобный ход мысли С. Кьеркегор, — в том, чтобы
отвергнуть со всей силой страсти любопытство всякого рода, чтобы смиренно
предстать перед лицом Бога». Изобретения науки не решают человеческих проблем и
не заменяют собой столь необходимую человеку духовность. Даже когда мир будет
объят пламенем и разлагаться на элементы, дух останется при своем, с призывами
веры. Трактовать изобретение микроскопа как небольшое развлечение — куда ни шло,
но приписывать ему серьезность было бы слишком... Претенциозные натуралисты
делают из «законов» религию. «Главное возражение, выдвигаемое Кьеркегором
против естественных наук (а в действительности против позитивистского
Сциентизма), состоит в следующем: «Возможно ли, чтобы человек, воспринимая себя
46
как духовное существо, мог увлечься мечтой об естественных науках (эмпирических
по содержанию)?» Естествоиспытатель — человек, наделенный талантом, чувством и
изобретательностью, но при этом не постигающий самого себя. Если наука
становится формой жизни, то это великолепный способ воспевать мир, восхищаться
|
|