|
мироощущения, те отдельные типы опыта жизнедеятельности людей, которые не
представляют специального интереса для частных наук. Однако в отличие от
отдельных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим
предметным областям, философия имеет общие грани пересечения с каждой их них.
Это фиксируется сертифицированной областью, которая получила название
«философские вопросы естествознания», чем подчеркивается огромное и
непреходящее значение использования достижений естественных наук в здании
философии. По сути своей, философия не может не замечать фундаментальных
открытий в естествознании, а, напротив, должна реагировать на них с готовностью
осуществить подвижку во всем корпусе философского знания. Ибо с каждым новым
открытием в естествознании, как отмечали классики, философия меняет свою форму.
Следовательно, философия, рефлексируя по поводу развития науки, одновременно
проводит и саморефлексию, т.е. она сочетает рефлексию над наукой с
саморефлексией.
• О науке принято говорить как об области, в которой естественные и технические
познания неразрывно слиты в своей совокупности и способствуют пониманию
фундаментальных физических констант Вселенной. Двойственная задача науки:
устремленность к самоидентификации научного образа мира, самосогласованности
научных выводов, а также направленность на познание нового и неизвестного —
стала особенно ясной, когда произошел разрыв между наукой и философией. Тогда
обнаружилась невозможность ее достижения посредством какой-либо одной системы
мышления. Многие считали и считают, что наука может дать только техническое
познание, что она имеет техническую ценность. Для настоящего глубинного
понимания Вселенной необходима философия, которая объясняет важность открытых
наукой законов и принципов, но вместе с тем не дает точного практического
знания. Это и есть наиболее стандартный способ истолкования пути, на котором
наука и философия разошлись. Нет, однако, никакого сомнения в том, что
взаимосвязь и взаимозависимость философии и науки обоюдная и органичная. Раздел
философии, имеющий название «Современная научная картина мира и ее эволюция»,
есть секущая плоскость, разделяющая и одновременно соединяющая
43
философию и науку. Образно выражаясь, современная философия впитается»
достижениями конкретных наук.
• Тезис, фиксирующий взаимные токи и воздействия философии и науки, когда
развитие философии стимулируется развитием частных наук, а интеллектуальные
инновации философского постижения мироздания служат строительными лесами
эпохальных открытий, обосновывается с учетом следующих обстоятельств. Философия
выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на
категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления. В
той своей части, которая называется «методология», современная философия
предлагает дополнения в осмыслении формализованного аппарата конкретных наук, а
также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих
моделей роста научного знания. Исследователи выделяют специфически
эвристическую функцию философии, которую она выполняет по отношению к научному
познанию и которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых
физических теорий и соотношений. Именно философские исследования формируют
самосознание науки, развивают присущее ей понимание своих возможностей и
перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.
ЛИТЕРА ТУРА
1 Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994. Т. 1. С. 11.
2 Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М, 1992. С. 172.
3 Диалектический материализм. М., 1947. С. 5.
4 Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 25.
5 Цит. по: Франк Ф. Философия науки. М., 1960. С. 68, 74-75.
6 Лешкевич Г.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998. С. 99-112.
7 Франк Ф. Указ. соч. С. 109.
8 Рорти Р, Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1991. С. 97.
9 Там же. С. 99,101-102.
10 Франк Ф. Указ. соч. С. 42.
Тема 5. СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
Специфика Сциентизма и антисциентизма. — Аргументы сциенти-стов и
антисциентистов. — Ориентации Сциентизма и антисциентизма. — Ограничение идеи
гносеологической исключительности науки. — Дилемма Сциентизм — антисциентизм
как проблема социального выбора. — Пафос предостережений против науки. —
Русская философия о недостатках науки. — О феминистской критике науки.
Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения науки как высшей
ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм
(от лат. scientia— «знание, наука»), представив науку
культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как
идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал
ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности
распространять на все виды человеческого освоения, мира, на все типы знания и
человеческое общение в том числе. Одновременно с Сциентизмом возникла его
антитеза — антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки. Он
весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных
последствий НТР. Антисциентизм требовал ограничения экспансии науки и возврата
к традиционным ценностям и способам деятельности.
Вопрос о том, можно ли решить дилемму Сциентизм — антисциентизм, нуждается в
|
|