|
одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства,
представленные категориальным аппаратом философии, отвечают самым высоким
требованиям, так как обладают статусом всеобщности и необходимости. Результат
включает в себя рефлексию не только по поводу достижения отдельной, частной
проблемы, но одновременно и по поводу его значимости для общества, ценности для
человечества. Обладает ли философия как и наука практической значимостью?
• Разделение науки и философии частенько проводится со ссылкой на то, что наука
обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет. На
основании открытий и достижений науки можно построить технические сооружения,
интеллигибельные же рассуждения философии не имеют практического значения,
бесполезны, а иногда и просто вредны. Любопытны в связи с этим возражения
знаменитого философа науки Ф. Франка, который был уверен, что философия тоже
служит практической цели. В то время как наука дает методы изобретения
физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью
которых можно направлять поведение людей. Таким образом, философия достигает
своей практической цели даже еще более прямым путем, чем собственно наука7.
Многие мыслители объясняли эту парадоксальную ситуацию тем, что философия
требовала близкого соответствия между всеобщими принципами и опытом здравого
смысла. Наука же, чем больше углублялась в теоретическую область, тем более
удаленными от обыденного понимания становились формулировки ее общих принципов
(вспомним дефиниции законов классической механики, или основоположения
коперникан-ской, гелиоцентрической системы, второе начало термодинамики).
Считается, что успех в науке в большей степени зависит от удачной замены мира
обыденного здравого смысла миром абстрактных символов и что для ученого
чрезвычайно важно отказаться от обыденного языка и уметь пользоваться языком
абстрактных символов, увязывая их в единую систему. Таким образом, философия,
несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее оказывалась
ближе к обыденному здравому смыслу, чем наука.
39
• Стремление к демаркации (разделению) науки и философии вызвано желанием
освободить науку от экзистенциальных предпосылок, идеологических наслоений и
иррациональных мифообразова-ний, квазинаучных явлений. Вместе с тем уязвимым
пунктом одного из критериев науки — опытной проверки (верификации) — является
ее несамодостаточность. Это означает, что могут быть встречены такие факты,
которые не подтверждают данную теорию. Опытное знание не может привести к
полной уверенности, что теория истинна, ведь достаточно одного факта,
противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация.
Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в
Австралии не обнаружили черных лебедей. Принимая во внимание эти обстоятельства,
британский философ и социолог Карл Поппер предложил в качестве критерия
научности принципиальную опровержимость теории, ее фальсификацию. Иначе говоря,
в отличие от научных теорий, в принципе фальсифицируемых, ненаучные построения,
в частности, метафизика, неопровержимы. Их не может опровергнуть какой-либо
факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют.
i В ответ на потребность осмыслить статус и социо-культурные функции науки в
условиях НТР возникла новая молодая дисциплина— философия науки, которая
заявила о себе лишь во второй половине XX в. Однако образ науки всегда
приковывал к себе внимание философов и методологов. Воссоздавая его, философия
веком раньше оформилась в специальное направление, получившее название
«философия науки». У истоков возникновения философии науки как направления
современной философии стоят имена Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж.
Гершеля. Концепция «позитивной (положительной) науки» была представлена
достаточно обширной деятельностью фрашгуз-ского мыслителя Огюста Конта
(1798—1857). По его мнению, наука— это «здоровая философия», которая коренным
образом изгоняет все вопросы, неизбежно неразрешимые. В другой
(«метафизической») философии нужды нет. Позитивная философия обладает
универсальным позитивным методом. О. Конт дает пять определений позитивного:
реальное в противоположность химерическому; полезное в отличие от негодного;
достоверное в противопоставлении сомнительному; точное в противовес смутному и,
собственно, положительное как противоположное отрицательному.
• Философия и наука совпадают и отождествляются в пределах позитивизма при
условии, что философия отказывается от имиджа метафизики (с ее стремлением к
смысложизненным проблемам) и остается только поглощенной контекстом физики —
науки о природе. Подобная постановка проблемы, как и само возникновение
позитивизма, не являлась беспочвенной. Быстрые успехи в самых различных
областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики — делали
науку все более и более популярной,
приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевали умами людей,
престиж ученых повышался, наука превращалась в социальный институт, отстаивая
свою автономию и специфические принципы научного исследования. О самой
философии пытались говорить как о сугубо строгой системе, и только в этом
качестве она пользовалась успехом.
В своем главном произведении «Курс позитивной философии» в шести томах,
изданных в 1830-1846 гг., Конт широко пропагандировал идею научности
применительно ко всем проявлениям природы и общества. И до сих пор его имя
вспоминается в связи с созданной им первой классификацией наук и с самой идеей
социологии как науки об общественной жизни, включающей в себя социальную
статику и социальную динамику. О перспективах взаимоотношений философии и науки
|
|