|
не несет ответственности за последствия своих открытий. В философии, наряду с
теоретико-познавательным аспектом, особую значимость приобретают ценностные
ориентации. Согласно тезису античного автора Протагора «Человек есть мера всех
вещей», философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале
человеческих смыслов. Она пристально интересуется судьбой научных открытий и
теми социальными последствиями, к которым они могут привести, утверждая в
качестве абсолютной ценности человеческую жизнь. Личность творца, мыслителя и
ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе. В философском
творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Мыслитель
стремится к более точному и адекватному определению своего места в мире. Это
создает все новые и новые оттенки миросозерцания. Поэтому в философии каждая
система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой
оказывается роль персоналий. Философия — это такой род интеллектуальной
деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и
современности: Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом, Гегелем, Хайдеггером,
Соловьевым, Бердяевым и пр.
• В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия,
немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия.
Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. Русский философ Н.
И. Кареев начал статью с примечательным названием «О духе русской науки»
следующими словами: «...каждая нация имеет право вносить в единую
общечеловеческую науку- свои идеи, но не имеет право всю науку сводить к одним
этим целям...»2. Можно ли философию определять словом «наука»?
• В многочисленных учебниках и учебных пособиях по так называемому диамату
(диалектическому материализму), которыми так
35
богата наша отечественная философская школа, философию определяли именно как
науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Вот одна из весьма
почтенных по возрасту дефиниций, кочующая из талмуда в талмуд: «Окружающий нас
мир изучает множество наук... Лишь одна наука — философия марксизма-ленинизма,
опираясь на завоевания всех отраслей человеческого знания, рассматривает мир в
целом, изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого
мышления-...»3. Причем законы мыслились как имеющие универсальный и всеобщий
характер. Конкретизировались они с указанием на закон единства и борьбы
противоположностей, взаимоперехода качественных и количественных изменений,
закон отрицания. Однако смущало Toi обстоятельство, что эта наука о наиболее
общих законах в свое время ожесточенно боролась с генетикой, кибернетикой,
теорией относительности, наделяла их весьма бранными эпитетами. По отношению к
кибернетике было сказано: «Продажная девка капитализма», а по отношению к
микрофизике — что она свихнулась в идеализм, наделив электрон свободой воли. В
таком контексте философию скорее можно было принять не за мать всех наук, а за
злую мачеху.
Тот, кто знаком с историей философии, с легкостью сделает вывод, что
понимание философии как науки самым последовательным образом было
сформулировано первым позитивистом Огюстом Контом. Частные науки (физика, химия,
биология) — по Конту — рисуют частные позитивные изображения окружающего нас
мира, по необходимости друг с другом не связанные, а научное изображение мира в
целом из разрозненных фрагментов обеспечивается научной (позитивной) философией.
• Справедливости ради отметим, что уже по мысли Ф. Энгельса философия должна
решительно отказаться от претензий на роль «науки наук». Научное мировоззрение
«не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как
только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во
всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей
связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное
существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах —• формальная
логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и
истории»4.
• Но если поднимать вопрос, насколько правомерно представление о философии как
о науке (даже при оговорке, что это особая наука, наиболее общая,
интересующаяся всем миром в целом, а не частная, рассматривающая какой-либо
фрагмент действительности), необходимо выявление критериев научности. В их
число включались: повторяемость в наблюдении; интерсубъективность знания (его
всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. Все
перечисленные характеристики вряд ли приемлемы для филосо-
36
фии с ее обилием авторизованных концепций и стремлением к самовыражению в
поиске всеобщего. В науке же господствует представление, что если разные ученые,
исследующие одну и ту же проблему одинаковыми методами, получают идентичный
результат, то он считается научным и принимается научным сообществом. Наука,
претендующая на отражение мира в понятийной форме и с точки зрения
закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания,
свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически
достоверного и логически организованного знания.
• Вместе с тем исторические параллели философии и науки достаточно очевидны.
Философия и наука как «звенья единой цепи» в направленности человеческого
интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии,
онтологии не отличались друг от друга. По справедливому замечанию Ф. Франка,
|
|