|
обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на
основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки.
• Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике,
экономике, искусству врачевания, искусству обучения, законодательству и др. Они
изучают свой специфичет ский срез действительности, свой фрагмент бытия.
Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Согласно Гегелю, научное
мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением
конечного. Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с
частностью, ибо устремлена к целостному постижению универсума. Философия
задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет
ответ на вопрос «что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо
определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».
• Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим
объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не
интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они безоценочны. Свои выводы
наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное,
эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным
последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого,
строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений
также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные
31
уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие
реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.
Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности, но живое
динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены
причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция,
силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить
свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как
вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).
Принимая во внимание данные научных исследований, она идет дальше, рассматривая
вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте
человеческого бытия.
• Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые
принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких
специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается
вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная
специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются,
естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания.
Философия же в первую ючередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого
знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление
таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием
для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от
теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные, пограничные
вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо
заканчивается, — излюбленная тема философских размышлений.
• Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности,
главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных
знаний о действительности. Она может быть понята как одна из форм общественного
сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение
нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и
предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее
законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и
технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации,
открытий, числа научных работников удваивается примерно каждые 15 лет. А в
развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые
научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов
познания, категорий, методов и форм организации.
Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом
отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздей-
32
ствие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и
культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся
онтология, гносеология, логика, этика, эстетика. К ним можно добавить и другие
составляющие: философская антропология, ак-сеология, теория культуры,
социальная философия, история философии, философия религии, методология,
философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с
осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной
цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания,
бытие и язык. В чем специфика понятийного аппарата философии?
• Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого
сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание
выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого
обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического
сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда
известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и
путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования
результата. Когда И. Ньютон восклицал: «Физика, бойся метафизики!» (философии),
— он протестовал в том числе и против того, что в философии невозможно найти
|
|