|
которые он носил на поясе, от всех
помещений, где хранились домашние припасы и семейное имущество.
Все безропотно должны были его слушаться, никакие возражения старшему не
допускались. В случае неповиновения он мог наказать виновного. Раздел женатых
сыновей целиком зависел от воли большака, который назначал им по своему желанию
и усмотрению определенную долю из семейного имущества. Если сын воспротивится
отцу, то последний мог выгнать его из дома, ничего ему не выделив. Когда семья
разрасталась, отец строил сыну дом, наделял отделившуюся семью домашней утварью,
выделял скот и птицу.
В обычных больших алтайских семьях домашними делами распоряжалась жена
главы семьи – “большуха”. Она хранила общесемейные деньги, ведала продуктами,
следила за порядком в доме, распределяла работы между женщинами, обучала
младших невесток кухонной работе. Нередко “большуха” была советчицей мужа и в
его хозяйственных делах, самостоятельно вела хозяйство при его отсутствии. По
обычному праву хозяйке принадлежал скот, выращенный ею без помощи мужа.
После большака наибольшим авторитетом в семье пользовался старший сын. К
нему всегда обращались только по имени-отчеству. Жена старшего сына была первой
помощницей свекрови и считалась главной среди других снох. На невестку в семье
мужа смотрели, прежде всего, как на даровую работницу. Если свекровь обижала
сноху, то муж только утешал ее. В старообрядческих семьях молодуха на любую
работу должна была попросить благословения у стариков. Принесенную невесткой,
например, без благословения воду выливали на землю, а ее снова посылали за
водой. Мужа и всех старших членов его семьи (у кержаков – ко всем членам семьи)
невестка должна была называть по имени-отчеству. В кержацких семьях невестка
без разрешения свекрови или мужа не имела права выйти на улицу, даже забежать к
соседке или поставить угощение собственной матери. Из общесемейных расходов ей
выделялись питание и верхняя рабочая одежда. Она должна была обходиться
приданым.
Основная обязанность девушек заключалась в подготовке приданого. В бедных
семьях в свободное от работы время, чаще всего после уборки хлеба, с разрешения
родителей девушки ходили на заработки, нанимаясь в зажиточные семьи.
Стариков не столько уважали, сколько боялись. Часто, когда входили свекр
или свекровь, все разговоры прекращались.
При отсутствии в семье сыновей одна из дочерей после замужества
оставалась в родительском доме. Зять-примак как бы замещал сына в функции
продления рода тестя: принимал его фамильное имя, исполнял обычаи его семьи,
нарекал детей именами тестя, тещи и их родни. Но положение примака в семье и
обществе было ниже, чем у женатого сына, а жена его, напротив, чувствовала,
себя самостоятельнее. В примаки шли обычно бедняки или переселенцы, не имевшие
на новом месте родни, репутация которой считалась вернейшей гарантией репутации
жениха.
Патронимия – группа больших и малых семей, образовавшихся в результате
разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих
единство и носящих общее патронимическое наименование. Насчитывает несколько
сотен малых семей. Патронимические наименования производны от собственного
имени предка и содержат приставки О( Мак, окончания – -заде, -швили, -дзе, -ян,
-ичи, – означающие “сыновья”, “дети”. Внутри каждой патронимии могут возникать
новые, дочерние патронимии.
Хозяйственное единство патронимии заключалось в коллективном владении и
пользовании скотом, землей, орудиями ее обработки. По праву предпочтительной
покупки, если кто-либо из членов патронимии продает лично ему принадлежащее
имущество, то предпочтительно перед всеми другими право приобрести это
имущество, при прочих равных условиях, имеет член той же патронимии, притом с
соблюдением права старшинства. Поэтому продажа патронимического имущества
должна совершаться открыто и публично, с предварительным о том оповещением.
Право родового выкупа: если патронимическое имущество было продано не члену
данной патронимии, то член патронимии имеет право это имущество выкупить.
Указанные права распространялись только на имущество, искони принадлежащее
данной патронимии.
Гость считался гостем всей патронимии. У некоторых народов патронимия
имела один общий дом – “мужской дом” и одновременно общий дом для приема гостей.
Патронимия составляла военную единицу. Патронимия имела своих общих
духов-покровителей, свои отдельные места культов, отдельное кладбище или
участок кладбища. Обязательным было участие всех членов патронимии в общих
празднествах. Патронимия имела свои органы управления в виде глава и общего
собрания. При наличии нескольких родственных патронимий одна из них считалась
старшей, обладая некоторым преимуществом и большим авторитетом
Патронимия была целиком локализована, занимая либо отдельное селение,
либо определенную часть селения, либо группу поселков. Аул (улица, улус)
выступает как родственная группа. Селения могли образовываться путем сближения
и соединения отдельных патронимических поселков – “куч”, “гнезд”, “кварталов”.
Распространена также общность по родовому имени (фамилии).
|
|