Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: СЕМЬЕВЕДЕНИЕ - Учебное пособие для студентов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
Все Кейта, 
Туре, Ивановы, Петровы считаются социальными родственниками, независимо от 
реального родства и даже знакомства друг с другом. Они должны друг другу 
помогать, верить и при необходимости всякий раз поддерживать как подлинно 
родных. При 10-12 миллионном населении в Мали насчитывается около 150–200 
фамильных общностей. В разных районах Кавказа, начиная с 60-х гг., развернулось 

“фамильное движение”: проводятся фамильные сходы и съезды, создаются фамильные 
фонды и банки, издаются фамильные энциклопедии.
      
      Задания и упражнения:
      1) Познакомьтесь по историческим и этнографическим данным, фотографиям и 
воспоминаниям современников с бытом семейной общины Русского Севера.
      2) Что такое снохачество?
      3) На основе аналитического обзора произведений отечественной литературы 
составьте указатель основных элементов жизни семейной общины.
      4) Существует ли в известных вам больших семьях иерархия власти?
      5) Сделайте первый шаг в инициировании фамильного движения.
      
      Рекомендуемая литература
      1. Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и 
Среднего Востока. М., 1979.
      2. Карапетян А.Т. Армянская семейная община. Ереван, 1958.
      3. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
      4. Крюков М.В. О соотношении родовой и патронимической (клановой) 
организации // Советская этнография. 1967. № 6.
      5. Рабакидзе А.И. Патронимия у народов Кавказа. М., 1973.
      6. Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1976.
      7. Харадзе Р. Грузинская семейная община. Тбилиси, 1960.
      8. Щапов Н.Я. Большая и малая семья на Руси в IX – XIII вв. // 
Становление и развитие раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972.
      9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // 

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.
      
      § 6. Моногамия
      
      Жена – не гусли: поиграв, 
      на стенку не повесишь. 
      (Русская пословица)
      
      Это основная и высшая форма семьи, распространенная повсеместно, но 
основания которой недостаточно хорошо известны. Спектр объяснений моногамного 
брака и моногамной семьи начинается от птичек и простирается до экономики 
желаний.
      Атрибуты моногамии. Моногамия (единобрачие) – форма брака и семьи, при 
которой мужчина женат только на одной женщине, а женщина замужем только за 
одним мужчиной, причем в отличие от парного брака, супружеский союз между ними 
заключается надолго, длится иногда на всю жизнь и в той или иной мере 
санкционирован обществом. Моногамный брак является также монолокальным, т. е. 
супруги входят в состав одного домохозяйства.
      Выделяют несколько форм моногамии. Конкубинат – форма длительного 
фактического брака, не получившая общественного признания (жена – конкубина). 
Консесуальный брак – брак, заключенный в соответствии с обычаем и по взаимному 
согласию и не оформленным по законам страны. В Латинской Америке называются 
свободными союзами. Сожительство – открытый половой и хозяйственно-бытовой союз 

мужчины и женщины, не получивший общественного признания. Не предполагает ни 
пожизненных обязательств, ни общественного участия при прекращении.
      Моногамная семья – ячейка воспроизводства частных собственников через 
наследование. Цель моногамной семьи – производство наследников. “Моногамия, – 
писал Ф. Энгельс, – основана на господстве мужа с определенно выраженной целью 
рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит 
сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со 
временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским 
имуществом”. Наследодатель распоряжался судьбой сыновей как своих иждивенцев, 
решая вопрос об их вступлении в брак.
      Без наследства сыновья не могли приобрести экономической 
самостоятельности и полноправного гражданства. Цель дочерей – смена иждивителя. 

Они не выходили замуж, их выдавали. Моногамный брак – сделка между главами 
семей. Жена закреплялась за мужем и была лишена права на развод.
      Атрибутами моногамии являются сексуальная верность жены и ревность мужа. 
Если материнство очевидно, то у мужа всегда есть риск воспитать чужого ребенка 
и передать ему свое наследство. Женская неверность угрожала космическому 
порядку, в то время как мужская неверность – это личная проблема. Поэтому 
сексуальная верность традиционно требовалась не от мужа, а от жены. Моногамный 
брак уже у древних греков, как отмечал Ф. Энгельс, предполагал неравенство: 
законная жена мирилась с наличием рабынь-наложниц, сама же строго соблюдала 
целомудрие и супружескую верность.
      Психоанализ моногамии. Моногамия является нормой для большинства 
населения мира. В 83% племенных культур мужчине дозволяется иметь более одной 
жены, но лишь 20% 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-