Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: СЕМЬЕВЕДЕНИЕ - Учебное пособие для студентов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
руппу, мальчик оставлял и родную общину, и родную семью. Вступая в мужскую 
группу своего рода, но чужой общины, он переходил на содержание к братьям 
матери.
      На о-вах Тробриан существовала парная семья, которая была не только 
иждивенческой, но в определенной степени и хозяйственной единицей. Супруги 
совместно жили, совместно трудились на семейных огородах. Но значительную часть 

урожая с этих полей мужчина должен был отдавать мужу своей сестры. Становясь 
взрослыми, племянники переходили в деревню брата матери, где обзаводились 
семьей. После смерти дяди они наследовали все его основное имущество, прежде 
всего землю. У тробрианцев наблюдалось стремление богатых и влиятельных людей, 
в первую очередь вождей, обеспечить переход хотя бы части имущества не к 
племянникам, а к сыновьям.
      Если после образования двух общин продолжал сохраняться бродячий образ 
жизни, то это способствовало дальнейшему укреплению экономических связей между 
мужчиной и его семьей и соответственно все большему ослаблению его связей с 
сестрами и детьми сестер. Результатом было возникновение тенденции к замене 
перехода мальчика в группу братьев матери, т. е в мужскую группу его 
материнского рода, переходом в группу отца, т. е. в мужскую группу своей родной 

общины. Если раньше мальчики из женско-детской группы переходили 
непосредственно в мужскую группу дядей, то теперь они начали переходить 
первоначально в мужскую группу отцов и лишь затем из нее в мужскую группу 
своего материнского рода. Дальнейшее развитие состояло в постепенном увеличении 

времени пребывания в мужской группе своей общины и завершилось оно тогда, когда 

этот период стал охватывать всю жизнь мужчины.
      Брачные классы. Замена перехода мальчиков в группу дядей переходом в 
группу отцов привела к возникновению однопоколенного брака. Раньше мужская 
группа каждой общины состояла из членов лишь одного материнского рода. Мужская 
группа общины I состояла только из членов рода А, а мужская группа общины II 
состояла только из членов рода Б. Теперь же они начали состоять из членов двух 
материнских родов, причем границами, отделяющими членов одного рода от другого, 

стали границы между смежными поколениями. Мужчины, принадлежащие к смежным 
поколениям (отцы и сыновья), принадлежали к разным материнским родам; люди, 
отделенные друг от друга одним поколением (деды и внуки), принадлежали к одному 

и тому же роду. Это деление в равной степени затронуло женщин, родившихся в 
данной общине. Те из них, что принадлежали к смежным поколениям, тоже неизбежно 

стали относиться к разным материнским родам.
      Группы IА, IБ, IIА и IIБ – брачные классы. Совокупность людей, родившихся 

в общине I, состоит из групп IА и IБ. Половые отношения внутри этих групп 
исключены, ибо члены каждой из них принадлежат к одному материнскому роду.
      С переходом мальчиков в мужскую группу своей общины брак стал 
патрилокальным. Их женами не могли стать женщины своей общины, ибо они 
принадлежали к одному с ними материнскому роду. Жены их могли прийти только из 
другой общины. Сестры этих мальчиков должны были уйти в качестве жен в другую 
общину. С окончательным оформлением этой системы браки стали заключаться только 

в пределах одного поколения, лишь между членами строго определенных брачных 
классов. В брак вступали люди, принадлежавшие к таким брачным классам, которые 
относились одновременно и к разным общинам, и к разным родам. Иными словами, 
браки были возможны только между членами групп 1А и 2Б и членами групп 1Б и 2Б. 

В одном поколении вступали в браки члены групп 1А и 2Б, в другом – их дети, 
которые принадлежали к группам 1Б и 2А, в следующем – потомство предыдущих, 
принадлежавшее снова к группам 1А и 2Б. Таким образом, однопоколенные браки 
возникли в результате действия сложного социального механизма.
      
      Задания и упражнения:
      1) Что такое семья и что такое родья? Как соотносятся эти понятия?
      2) Раскройте жизненную трагедию сначала мальчика, а затем мужчины, 
который разрывается между материнским и отцовским родом.
      3) Обсудите в учебной группе вопрос: “В каких отношениях больше 
заинтересованы мужчины и женщны: в родейных или семейных?”
      4) Объясните феномен однопоколенного брака. При каких условиях нормативно 

приемлем межпоколенный брак?
      5) На материале произведений А.П. Чехова реконструируйте основные законы 
родейных отношений.

      Рекомендуемая литература:
      1. Ольдерогге Д.А. Эпигамия. М., 1982.
      2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
      3. Чехов А.П. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.
      
      § 5. Семейная община
      
      Все в семье спят, а невестке молоть велят. 
      (Русская пословица)
      
      Традиционная семья – большой многопоколенный коллектив, сопоставимый по 
численности с родовой общиной. Семейная община возникала вокруг матери или отца.

 Ее структура и организация определялись потребностями жизнеобеспечения и 
самообороны.
      Материнская семейная община – родственная группа, состоящая из 4–5 
поколений потомков одной женщины. Укрепление родьи вело, с одной стороны, к 
пр
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-