Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: СЕМЬЕВЕДЕНИЕ - Учебное пособие для студентов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
х 

же жилищ, в каждом из которых живет взрослый мужчина со своими сыновьями, 
достигшими определенного возраста. В таком случае каждая семья имеет два жилища 

– одно женское, другое мужское. У некоторых народов Африки муж и жена не только 

жили в разных хижинах, но и сами жилища были расположены довольно далеко друг 
от друга мужские – в одной части деревни, женские – в другой. Иногда это 
расстояние было таким, что путешественники говорят даже о мужских и женских 
деревнях.
      Дальнейшее развитие шло по пути все большего пространственного сближения 
жилищ мужа и жены и, наконец, превращения их из самостоятельных строений в 
мужскую и женскую половину одного дома. У многих народов Северного Кавказа и 
Дагестана глава семьи жил в особом помещении (кунацкой) – помещении для всех 
мужчин дома. В ней принимали гостей-мужчин. Кунацкая существовала либо в виде 
отдельного строения, либо в виде части общего жилища — его мужского отделения. 
Кунацкая как особое строение могла находиться либо вне ограды, за воротами 
усадьбы, либо внутри ограды. В первом случае она выступала как своеобразное 
общественное учреждение, сходное с общим мужским домом. Расположение кунацкой 
внутри ограды, рядом с основным жилищем является шагом по пути ее превращения 
часть последнего. Но даже и соединившись с oбщим жильем, кунацкая на первых 
порах остается изолированной от него. Их отделяет глухая стена. Здесь пока не 
единое жилище, а два строения под одной крышей. В дальнейшем кунацкая сливается 

с основным жилищем, переходя в его мужскую половину.
      Эволюция группового брака. Дуально-родовой брак не заключался и не 
расторгался, а просто существовал от века. Но заключение брачного союза с одним 

родом открывало возможность заключения таких союзов и с другими родами. Каждый 
род состоит в брачных союзах не с двумя другими родами, а с большим их числом, 
имеет несколько “мужей” и несколько “жен”. Круг возможных брачных партнеров 
расширялся путем заключения групповых брачных союзов с родами, с которыми 
раньше таких отношений не существовало.
      Наметилась тенденция превращения билатерального (двустороннего) брака в 
унилатеральный. На смену брачной симметрии пришла асимметрия. Наличие у мужчин 
одного из любых двух родов, связанных брачным союзом, права вступать в половые 
и в индивидуально-брачные отношения с женщинами другого рода исключало наличие 
аналогичного права у мужчин второго рода по отношению к женщинам первого. Из 
любых двух родов, связанных узами брака, один всегда выступал по отношению к 
другому только как своеобразный групповой “муж”, а второй по отношению к 
первому только как своеобразная групповая “жена”. Каждый род с неизбежностью 
должен был состоять, по меньшей мере, в двух брачных союзах: во-первых, в союзе 

с родом, по отношению к которому он выступал в качестве “мужа”, во-вторых, в 
союзе с родом, по отношению к которому он выступал в качестве “жены”. 
      Первоначально мужская и женская группы, составлявшие один хозяйственный 
коллектив, жили рядом, занимая две обособленные половины одного большого жилища 

или образуя две более или менее обособленные части одного поселения. 
Параллельно с некоторым отделением мужской и женской групп, принадлежащих к 
одному хозяйственному коллективу, шло пространственное сближение мужской и 
женской групп, входивших в состав разных хозяйственных коллективов, но 
связанных узами по детопроизводству.
      С поселением на близком расстоянии мужских и женских групп, принадлежащих 

к разным родам, отпала необходимость в коллективных брачных экспедициях. На 
смену встречам группы мужчин с группой женщин пришли встречи отдельных мужчин с 

отдельными женщинами вне селения. На Соломоновых островах молодые люди могли 
вступать в половые отношения только в лесу, но никогда в селении. У некоторых 
групп батаков Суматры (Индонезия) общение юношей и девушек на рисовых полях 
являлось совершенно свободным. Но если они позволяли это себе в селении, то 
подвергались общественному порицанию и должны были уплатить штраф.
      В конце концов, все четыре группы стали по существу образовывать одно 
поселение, состоящее из четырех более или менее обособленных кварталов 
(становищ, домов), но сгруппированных в две половины. Для коллективов, живших 
оседло, совместное поселение двух частей дуально-родовой организации вело к 
общине, которая состояла из взаимобрачующихся родов.
      
      Задания и упражнения:
      1) Назовите слова мужского, женского и среднего рода. Как языковеды 
объясняют происхождение разделения существительных по родам? 
      2) Назовите свое имя и матчество. На материале русских сказок, 
исследований по славянской мифологии и русской фольклористике изучите биографию 

Змея Горыныча.
      3) В известном вам социокультурном пространстве выделите территориально 
разделенные общности, находящиеся в отношения взаимного брачевания.
      4) Сравните быт и отношения в “мужских” и “женских” домах, существующих в 

современном обществе.
      5) Посетите (или изучите по произведениям художественной литературы) 
закрытый мужской (женский) клуб. Поделитесь впечатлениями.
      
      Рекомендуемая литература:
      1. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.
    
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-