Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: СЕМЬЕВЕДЕНИЕ - Учебное пособие для студентов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
 ритуалы (например, 
ритуальный каннибализм у бена-бена), собирался брачный выкуп, осуществлялись 
кровная месть и выплата за пролитую кровь. Внутри него имелись механизмы для 
мирного решения ссор. Субклан служил основой для создания временных рабочих 
групп, исполнявших наиболее трудоемкие работы (расчистка огородов, 
строительство домов). Иногда он обладал общим ритуальным имуществом (священными 

флейтами и другими предметами культа), имел единый мужской дом и церемониальную 

площадку.
      Род был распылен по значительной территории, в отличие от субклана, члены 

которого жили если не в едином поселке, то по соседству. Члены рода не могли 
столь же часто и оперативно собираться и действовать вместе, как члены субклана.

 Род являлся крупнейшей социальной единицей, ведавшей распределением и 
перераспределением участков возделанной земли. Он организовывал важнейшие 
церемонии, ведал устройством крупнейших праздников, на которые приглашались 
представители других родов. Внутри рода изредка вспыхивали вооруженные 
столкновения, но при этом противники стремились избегать смертных исходов. Как 
правило, родовая солидарность служила гарантом внутреннего значения фратрий, 
родов и субкланов. 
      Родовство. Состоявшая из мужской и женской групп родовая коммуна 
обеспечивала воспитание и вскармливание подрастающего поколения. Рождаясь, 
ребенок оказывался в составе детской группы, которая была неразрывно связана с 
женской. С наступлением зрелости девушки переходили в женскую, а юноши – в 
мужскую группу своего рода. В условиях дуально-родового брака человек всю жизнь 

принадлежал к коллективу, котором родился, к тому, к которому принадлежала его 
мать. В этом смысле первоначальные роды, составлявшие дуальную организацию, 
были материнскими. 
      Человек принадлежал к данному роду вовсе не потому, что к нему 
принадлежала его мать, а потому, что он от рождения входил в состав данного 
коллектива и ни в какой другой входить не мог. Принадлежность к определенному 
роду осознается не в форме общности предка, а в форме общности тотема. Все люди,

 принадлежавшие к одному роду, имели один тотем. Все люди, имевшие один и тот 
же тотем, принадлежали одному роду. Рождаясь, человек получал тот же самый 
тотем, что имела его мать. Тем самым он включался в состав рода матери. 
      Упоминание рода матери при наименовании индивида называется “матчество”. 
Змей из русских сказок зовется Горынычем потому, что его мать Горына.
      Мужские и женские дома. Вначале все мужчины, а также мальчики, начиная с 
определенного возраста, проводили свободное время, питались и спали в мужском 
доме. В мужские дома, где собирались мужчины, доступ женщинам был строжайше 
воспрещен. Там мужчины проводили досуг, обсуждали и решали общественные дела, 
устраивали пиршества, а иногда и постоянно питались там же, принимали и 
устраивали на ночь гостей-мужчин.
      На базе мужских домов возникали возрастные мужские союзы: молодые люди 
образовывали один союз, взрослые мужчины — другой, пожилые — третий. 
Изображенный в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” большой дом в лесу, 
в котором совместно живут мужчины, представляет собой мужской дом первобытного 
общества.
      Дома холостяков – дома, в которых совместно жили юноши до вступления в 
брак, до обзаведения семейным жилищем и семейным хозяйством. Сюда они нередко 
приводили на ночь своих временных или постоянных подруг. Дом (лагерь) 
холостяков, первоначально был помещением (или комплексом помещений), в котором 
жили все мужчины и юноши, 
      Параллельно с ними существовали дома, в которых совместно жили девушки до 

замужества. Дом (лагерь) девушек был ранее помещением (или комплексом 
помещений) для женско-детской группы. Временные женские лагеря возникали в 
периоды церемоний перехода во взрослое состояние и во время родов. Эти строения 

были изолированы. Мужчинам вход был запрещен,
      У игоротов Филиппин, у которых еще в прошлом веке девушки обитали в 
специальном доме, в настоящее время они живут небольшими группами в домах 
одиноких женщин. В русской традиции реликты женских домов представлены в форме 
посиделок (“досветок”, “беседок”), которые устраивались девушками на дому 
одинокой женщины (вдовы, разведенной).
      У племени ангами-нага (Индия) мужчина в течение года после свадьбы должен 

был спать вместе с юношами в мужском доме. Только по истечении этого срока он 
мог перейти в семейную хижину. На островах Новые Гебриды (Меланезия) мужчина 
получал право перейти из мужского дома в свой семейный дом через несколько лет 
после вступления в брак. У индейцев карок, шаста, хупа (Калифорния) мужчина жил 

в одном шалаше с женой лишь летом. В остальное время года он вместе со всеми 
остальными мужчинами спал в мужском доме, где проводил и досуг. 
      С возникновением семьи и семейного жилища женатые мужчины постепенно 
перешли спать к жене, и в мужском доме на ночь оставались только юноши. 
Возможным было превращение мужского дома исключительно в мужской клуб, а также 
в место ночлега гостей. Общий мужской дом может распасться на несколько мужск
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-