|
нии Запада
к метафизике Востока, – повествуется в первой главе "Страниц старого Дневника"
– замечательных мемуаров полковника Олкотта[9].
Самое лучшее, что можно посоветовать целеустремленному ученику, – это прочитать
все шесть томов этих мемуаров, чтобы из первых уст услышать подробный рассказ
обо всех важнейших событиях, происшедших со дня Учредительного собрания до
декабря 1905 г. (когда до смерти полковника Олкотта оставалось чуть более года).
События первых трех лет существования Общества практически не отражены в этой
книге, за исключением разве что тех, которые подчеркивали особенности
характеров его основателей. По словам Олкотта, это были "... три года борьбы;
преодоления препятствий; частично разрабатываемых общих программ; литературных
трудов; дезертирства друзей; столкновений с противниками; построения прочного
фундамента для структуры, которая со временем должна была объединить целые
народы, о чем, правда, в то время мы даже не подозревали"[10].
В первый же год деятельности Общества в Индии начинается та переписка, которой
посвящена эта книга. И наиболее важную роль в этом сыграло знакомство с. м-ром
Альфредом Перси Синнеттом, редактором Аллахабадской газеты "Пионер", ведущим
англо-индийским журналистом, а также еще с одним англичанином – м-ром Алланом О.
Хьюмом, членом правительства и знаменитым орнитологом, создавшим у себя дома в
Симле впечатляющий орнитологический музей.
К этому году относится и еще одна историческая веха – основание журнала
"Теософ", с которым впоследствии сотрудничали сами Махатмы, особенно Махатма
Кут Хуми. Первый номер журнала вышел в свет 1 октября 1879 г., и уже с
четвертого номера журнал начал давать прибыль. "Конечно, она была небольшой, –
писал Полковник, – однако в целом – достаточной для того, чтобы дать нам
довольно много тысяч рупий для нужд Общества в дополнение к нашей собственной,
бесплатной работе"[11].
Не менее важным событием того решающего года было появление Дамодара К.
Маваланкара[12], выходца из богатой индийской семьи, получившего прекрасное
образование на английском языке и фактически отказавшегося от своей касты ради
служения делу Теософского Общества. Он вступил в Общество в июле 1879 г., а в
сентябре вошел в состав его правления.
Дамодара называют одним из "главных архитекторов" Теософского Общества. "Его
самоотверженная преданность делу, а также своим старшим коллегам и вышестоящим
членам Общества снискала ему любовь и непреходящее восхищение с их стороны; ему
приходилось также разделять с ними все испытания, выпадающие на долю
самоотверженных пионеров"[13].
Полковник Олкотт писал о том, как Дамодар "... со всей душой отдался работе,
проявив при этом непревзойденную преданность. Хрупкий, как девушка, он, тем не
менее, часами мог работать за своим письменным столом, а иногда целыми ночами,
пока я, наконец, не заставал его за этим занятием и не отправлял в постель. Ни
один ребенок, пожалуй, не слушался так беспрекословно своих родителей, ни один
воспитанник не был так бескорыстен в любви к своей няне, как он – в своей любви
к Е.П.Б., – каждое ее слово было для него законом; каждый ее каприз –
неоспоримым приказом, выполнить который он был готов даже ценой своей
собственной жизни".
В детстве во время тяжелой болезни Дамодару "привиделся добрый мудрец, который
приблизился к нему, взял его за руку и сказал, что он не умрет, так как его
жизнь еще потребуется ему для очень важной работы. После встречи с Е.П.Б. его
внутреннее зрение начало постепенно проясняться, и Дамодар узнал явившегося к
нему в тот тяжелый момент в детстве мудреца в Учителе К.Х. Это окончательно
укрепило его преданность нашему делу и сделало его учеником Е.П.Б. Лично я
всегда безусловно верил в него, восхищался им и уважал; он защищал меня в мое
отсутствие от нападок со стороны общественного мнения и отдельных личностей и
относился ко мне как сын к своему отцу.
Я всегда вспоминаю о нем с уважением и любовью"[14].
В этой истории принимали участие и многие другие личности, с некоторыми из них
основатели познакомились уже в самые первые дни своего пребывания в Индии. Они
будут появляться на сцене, оставаться на ней какое-то время и затем – исчезать,
оказав свое благотворное, или, напротив, вредоносное влияние на ход событий.
Они интересны сами по себе как dramatis personae[15], но кроме этого – они
интересны еще и как причудливая и любопытная коллекция человеческих характеров,
неизбежно встречающаяся как в вымышленных рассказах, так и в исторических
повествованиях. Сам полковник Олкотт так сформулировал эту мысль в конце
первого года пребывания в Индии: "Перелистывая страницы своего дневника за 1879
год и вспоминая то, как в нашу жизнь входили наши испытанные и зачастую
знаменитые коллеги, не могу отделаться от мысли, что наблюдаю за выходом на
сцену актеров в пьесе и их возвращением за кулисы; и наиболее поучительным при
этом является анализ причин, приведших их в Общество, а также причин, так часто
побуждавших их покинуть его"[16].
_____________
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ*
Autobiography – Автобиография Альфреда Перси Синнетта (неопубликованная).
CW – Собрание Сочинений Е. П. Блаватской, под ред. Бориса Циркова; тома I–XI,
Адьяр, Уитон: Теософское издательство.
Damodar – Свен Эк, Дамодар и Пионеры Теософского Движения, Адьяр: Теософское
издательство, 1965.
Daylight – Говард Мэрфет, Когда наступает день – Биография Елены Петровны
Блаватской, Уитон: Теософское издательство, 1975.
Early Days – А. П. Синнетт, Первые дни Теософии в Европе, – Лондон: Теософское
издательство, 1922.
Guide – Джордж Э. Линтон, Вирджиния Хансон, Путеводитель по Письмам Махатм для
читателей. Адьяр: Теософское издатель
|
|