|
есколько слов об авторах этих Писем и о
понятии Махатмы в целом. В статье Е. П. Блаватской "Махатмы и Чела", впервые
опубликованной в журнале "Теософ" за июль 1884 г., а впоследствии помещенной в
томе VI "Собрания Сочинений Е. П. Блаватской" под редакцией Бориса Циркова (стр.
239–41), о Них сказано следующее:
"Махатма – это человек, который благодаря особому обучению и подготовке развил
в себе высшие способности и обрел то духовное знание, которое обычные люди
смогут приобрести, только пройдя через бесчисленное множество перерождений в
ходе космической эволюции, которая в то же время не позволит им получить это
знание преждевременно, в нарушение законов Природы..."
В письме, адресованном одному из друзей (от 1 июля 1890 г.) и опубликованном в
журнале "Теософ" за сентябрь 1851 г., Е. П. Блаватская добавила: "Их знания и
опыт – огромны, а их личная жизнь исполнена величия святости, и все же они –
смертные люди, и им не по тысяче лет, как полагают некоторые".
Однажды, когда писатель Чарльз Джонстон в разговоре с госпожой Блаватской задал
вопрос о возрасте ее Учителя, она ответила: "Дорогой мой, я не смогу ответить
точно, потому что сама этого не знаю. Но вот что я Вам могу сказать. Когда я
впервые встретилась с Ним, мне было двадцать... Он был в то время в самом
расцвете лет. Сегодня я уже пожилая женщина, а он не постарел ни на один день и
все также пребывает в расцвете лет. Вот все, что мне известно. Выводы делайте
сами".
М-р Джонстон, однако, продолжал расспрашивать ее, и на вопрос, не открыли ли
Махатмы эликсир жизни, она ответила; "Это вовсе не сказка. Это только занавес,
скрывающий истинный оккультный процесс, задерживающий старение и разрушение
физического тела на такой длительный срок, что я даже и говорить не хочу, какой
именно, ибо Вам это покажется невероятным. А секрет вот в чем: для каждого
человека рано или поздно наступает критический период приближения к смерти, и
если к этому времени он уже успел растратить свои жизненные силы, он обречен;
но если он жил в согласии с законом, он может счастливо миновать этот период и
продолжать жить в одном и том же теле практически вечно"[1].
Анни Безант в статье "Кто Они – Учителя?" ("Теософ", февраль 1939)
комментирует:
"Это люди, эволюционировавшие в течение прошлых столетий, прошедшие через сотни
жизней, подобных нашим собственным. В прошлом они жили, любили, трудились и
действовали так же, как живем, любим, трудимся и действуем сейчас мы. Они –
кровь от крови и плоть от плоти нашей; они – тоже часть нашего человечества и
ничем от нас не отличаются, кроме, пожалуй, того, что они старше и мудрее нас.
Они не равнодушные Боги, пребывающие на отдаленных небесах. Они – земные люди,
победившие смерть и достигшие бессмертия".
Каждый, кто знаком с Письмами, знает, что сами Махатмы подтверждают тот факт,
что они люди, а не боги. Однако нельзя не заметить, что они – больше, чем люди
(в обычном смысле этого слова).
Большинство Писем подписаны Махатмой Кут Хуми, его подпись обычно перелается
инициалами "К.Х.". Кашмирский брамин по рождению[2], во время переписки он
исповедовал буддизм. В одном из первых писем он называет себя "Цис и
Транс-Гималайским* пещерником".[3] Он много путешествовал, чаще всего – верхом,
хотя, по крайней мере один раз, как мы узнаем позже, пользовался и общественным
транспортом.
Кут Хуми – это мистическое имя, которым он велел Е.П.Б. представить себя в
переписке с м-ром Синнеттом[4].
Возможно, его настоящее имя – Ниси Канта Чаттопадхьяя, поскольку, похоже, что
под этим именем он обучался по крайней мере в одном европейском университете[5].
Он бегло говорил по-английски и по-французски; Махатма М. называл его любя
"мой офранцузившийся К.Х."
Одно время, в силу обстоятельств, о которых мы расскажем позднее, Махатма М.
взял переписку на себя. Он тоже подписывался только инициалами. "По рождению он
– раджпут, говорила Е.П.Б., – представитель древней расы воинов, обитающей в
индийской пустыне, самой благородной и мужественной нации в мире".
Он был "огромного роста, великолепно сложен; чудесный образец мужской
красоты"[6]. Махатма К.Х. шутливо называл его "мой дородный брат"[7]. Сам он не
очень хорошо владел английским и потому говорил, что пользуется словами и
фразами "лежащими бесполезным грузом в мозгу моего друга", имея в виду, конечно
же, мозг Махатмы К.Х.
Надо полагать, что взявший в руки эту книгу уже будет кое-что знать в общих
чертах о Теософском Обществе. Однако имеет смысл воскресить в памяти несколько
фактов, чтобы представить всю историю в целом и придать ей исторически
достоверную канву.
Широко известен факт основания самого Теософского Общества в Нью-Йорке. У его
истоков стояло несколько личностей, но наиболее важной была роль Е. П.
Блаватской (обычно упоминается как Е.П.Б.) – русской женщины благородного
происхождения и первой русской женщины, принявшей гражданство Соединенных
Штатов; полковника Генри Стила Олкотта, ветерана Гражданской войны, коренного
американца, насколько это вообще возможно, – его предок Томас Олкотт прибыл в
Нью-Йорк вместе с пуританами между 1632 и 1636 гг.[8]; молодого нью-йоркского
юриста Уильяма К. Джаджа, личность которого впоследствии оказала большое
влияние на судьбу Общества. Кроме них в создании Общества участвовали еще
четырнадцать человек. Организационные собрания завершились, наконец, 17 ноября
1875 года оглашением Учредительного Обращения Президентом-основателем
полковником Олкоттом.
О том, как встретились полковник Олкотт и Е.П.Б., чтобы совместно взяться за
реализацию этого более чем сомнительного предприятия – заключавшегося, по сути
дела, в изучении миров, лежащих за пределами физического, и в приобщ
|
|