|
х газеты сделали
для него все, что могли, а историю м-ра Беннетта они использовали при этом как
козырную карту, обзывая последнего осквернителем общественной морали и
уголовником, от которого порядочным людям следует держаться подальше.
Христообразный Джозеф начал править бал со своей первой проповеди в городском
дворце и сразу же допустил большую ошибку, заклеймив нас, теософов, как
авантюристов в присутствии большого количества индусов и парсов, уже успевших
узнать и полюбить нас за два года нашего сотрудничества. Тем самым враждебно
настроенной к нам прессе был дан повод для нападок и оскорблений в адрес м-ра
Беннетта – настолько активных, что я даже начал сомневаться в том, стоит ли нам
принимать его в Общество, боясь, что это может втянуть нас в очередной
публичный скандал и тем самым отвлечь от нашего главного дела – изучения и
распространения Теософии. Здесь сработал животный инстинкт самосохранения,
разумеется, весьма далекий от рыцарского человеколюбия, и вскоре я был наказан
за это: когда я излагал свою точку зрения Е.П.Б., ее устами заговорил Учитель,
разъяснивший мне мои обязанности и упрекнувший за неверные суждения. Он
напомнил мне, насколько далек от совершенства был я сам, когда они согласились
принять мои услуги в Нью-Йорке, насколько далеким от совершенства я продолжаю
оставаться по сию пору и что я не имею никакого права судить своих ближних...
Он саркастически предложил мне просмотреть весь список членов Общества и найти
в нем хотя бы одного – полностью безгрешного. Этого было вполне достаточно: я
вернулся к м-ру Беннетту, вручил ему бланк заявления, и мы с Е.П.Б. стали его
поручителями"9.
Решив эту проблему, полковник Олкотт далее сообщает:
"Я занялся нашим преподобным клеветником10 и предложил ему лично встретиться со
мною в присутствии свидетелей в заранее оговоренный день и публично подтвердить
свои несправедливые обвинения против нас".
От Кука поступило несколько "уклончивых ответов", из которых следовало, что он
не может принять наше предложение, так как должен ехать с лекциями в Пуну.
Тогда один член Теософского Общества – капитан А. Бэнон, находившийся в то
время в Бомбее, – предложил ему встретиться в Пуне, заявив, что "если он опять
попробует уклониться, то он – капитан – объявит его лжецом и трусом". Олкотт, Е.
П.Б. и капитан Бэнон в назначенный день отправились в Пуну, но обнаружили, что
"м-р Кук удрал в противоположную оконечность Индии, обманув ожидания жителей
Пуны!" Вот и вся история о "преподобном" м-ре Куке11.
М-р Беннетт был в соответствии с правилами принят в члены Общества, после чего
покинул Индию, чтобы продолжить свое кругосветное путешествие. Полковник Олкотт
писал, что "свои наблюдения он отразил в интересной книге "Путешествие
Вольнодумца вокруг Земли"", в которой "особенно впечатляющими были
проницательные и саркастические заметки о Палестине"12.
Однако в то время, когда Синнетт получил письмо от Джуал Кула, предупреждающее
его о том, что его переписка с К.Х. возобновится в самое ближайшее время,
связанные с Беннеттом и Куком события пока еще не произошли.
В этом письме Джуал Кул уверял Синнетта в том, что Махатма отнюдь не считает,
что было бы "чересчур неделикатным, если бы Синнетт взял на себя ту работу,
которую не доделал Хьюм", и желал бы, чтобы и Синнетт думал так же. Здесь был
заключен намек на цикл статей, озаглавленный "Фрагменты Оккультной Истины",
начатый, но оставленный Хьюмом после того, как Махатмы отказались принять его
условия.
"Этот джентльмен, – писал Джуал Кул, – всегда делает только то, что нравится
ему самому, совершенно не считаясь с чувствами других людей. И его нынешняя
работа – тоже13 – впустую растраченный колоссальный запас интеллектуальной
энергии, – все его аргументы и возражения направлены лишь на то, чтобы
оправдать себя".
Далее в письме Дж. К. сообщал:
"Что же касается нашего глубоко уважаемого М., то он просил меня передать Вам,
что секрет исповедуемого м-ром Хьюмом 'гуманизма' кроется в первом слоге этого
слова, тогда как слово человеколюбие он терпеть не может"14.
Учитель К.Х., по словам Джуал Кула, просил его не прекращать начатого им
изучения метафизики и "не впадать в отчаяние, встречая в заметках М.-Сахиба
непонятные высказывания..."
Махатма М. тогда еще не прислал ответы на вопросы Синнетта относительно
космологии, но это указание последний истолковал как намек на скорое их
получение. И он не ошибся: вскоре после того, как он вернулся со своей семьей в
Аллахабад, ответы действительно были получены. Синнетт обозначил их как
"Космологические заметки. Вопросы и Ответы М."15 и отложил, решив, что в
ближайшее время тщательнейшим образом изучит их.
Вся семья Синнеттов была счастлива вернуться домой. Слуги до блеска вымыли и
вычистили весь дом, выказав этим свое обожание миссис Синнетт и Денни. Радость
их проявилась не только в уборке, но также и в улыбках, смехе и забавных
ужимках, в ответ на приветствие Пэйшенс и высказанные ею на хинди слова
благодарности за прекрасное ведение хозяйства в ее отсутствие. Даже Денни,
который несколько окреп за несколько месяцев пребывания в Англии, был возбужден
и носился по всему дому, узнавая знакомые предметы и ахая от восторга при виде
подарков, которые его отец разложил в детской, устроив малышу сюрприз. И сам
Синнетт не скрывал радости, что вся семья вновь была вместе и что теперь, в
случае возникновения каких-либо сложных ситуаций, он всегда может рассчитывать
на мудрый совет своей супруги. И одним из самых первых ее желаний было
ознакомиться с письмами, полученными в ее отсутствие. На нее произвели глубокое
впечатление письма Махатмы М. и очень порадовала весть о том, что вскоре ее муж
снова сможет получать письма от Учителя К.Х.
Когда Синнетт получил, нако
|
|