|
не пробудила в
душе последнего зависть. Это была одна из крупнейших в Англии библиотек,
содержавшая великое множество томов, посвященных глубоко интересующим Синнетта
темам.
Своею перепиской с этим английским дворянином Синнетт поделился с Махатмой,
упомянув, что Линдсей выразил большое желание установить собственный контакт с
Учителем17, но однако после обсуждения положения дел в обоих Обществах –
Английском и Индийском – выяснилось, что Лорд Кроуфорд не в состоянии уделять
больше времени духовному развитию, или Теософскому Обществу. Но несмотря на это,
его учтивость и дружелюбие, сделавшие это посещение столь приятным, убедили
Синнетта в том, что граф никогда не станет упрекать Махатму за недостаточно
быстрый прогресс.
Синнетт также нанес визиты Уильяму Круксу (ниже – сэр Уильям) – физику, который
открыл явление, названное им "лучистой материей" ("одно из величайших открытий
в науке"18 – по словам Учителя), и профессору Артуру Уоллесу – знаменитому
натуралисту и автору книги "Miracles of Modern Spiritualism"19. Профессор
Уоллес, по правде говоря, интересовался более спиритуализмом, нежели теософией,
но он был знаком с Е.П.Б. и полковником Олкоттом и был в числе тех, кто
принимал их в Лондоне в 1879 году, когда они направлялись из Нью-Йорка в Индию.
Учитель упомянул его в последнем письме и уверил Синнетта в том, что его новая
книга будет более полезной, чем сочинение Уоллеса. Однако же на Синнетта
профессор Уоллес произвел благоприятное впечатление, поскольку и сам Синнетт
полуосознанно интересовался спиритуализмом, несмотря на все заявления Махатмы,
однозначно утверждавшего несостоятельность спиритуализма (в обычном его
понимании).
Но особенно полезными и вдохновляющими, как он сам полагал, были его встречи с
тремя английскими спиритуалистами – мистером Чарльзом К. Массеем, миссис Анной
Кингсфорд и мистером Стэнтоном Мозесом.
Массей был лондонским адвокатом, специально приезжавшим в Соединенные Штаты в
конце лета 1875 года с целью убедиться в истинности статей Олкотта,
опубликованных в Нью-Йоркской "Daily Graphic" и посвященных любопытным
спиритуалистическим феноменам, имевшим место на ферме Эдди в Вермонте20.
Он оставался там до 13 октября и присутствовал при составлении проектов
Преамбулы и Устава будущего Теософского Общества. И хотя ему пришлось покинуть
это собрание, чтобы успеть на пароход, отправлявшийся в Англию, и он не смог
присутствовать при торжественном основании Общества, состоявшемся 17 ноября,
Массея все равно считали одним из его основателей21. Между ним и Олкоттом
установилась тесная дружба, и потому Синнетт слышал о нем только похвальные
отзывы. Массей по-прежнему оставался активным членом Теософского Общества и
одновременно с этим был хорошо известен в спиритуалистических кругах. И Синнетт
всем сердцем полюбил своего коллегу-англичанина.
Миссис Кингсфорд – убежденная вегетарианка и антививисекционистка – была членом
Лондонского Теософского Общества и читала своим коллегам лекции, в которых
делала акцент на герметическом подходе к христианству и метафизике.
Впоследствии эти лекции были собраны вместе и, благодаря стараниям другого
члена Общества – дяди миссис Кингсфорд Эдварда Мейтленда, вышли в свет
отдельной книгой, опубликованной в декабре 1881 года под названием "The Perfect
Way"22. Синнетт покинул Англию, не дослушав курс лекций до конца, но все же на
него произвели глубокое впечатление необычайно широкий кругозор миссис
Кингсфорд, а также сила и насыщенность ее лекций23.
Впоследствии он сам написал на ее книгу рецензию опубликованную в "Теософе" за
июнь 1882 г. Махатма К.Х. сделал об этой замечательной публикации следующее
хвалебное замечание: "Ваша рецензия на "The Perfect Way" – еще более совершенна,
чем сама авторская концепция. Благодарю Вас, мой друг, за Вашу прекрасную
работу"24.
Однако наряду с положительными эта рецензия Синнетта принесла и свои
отрицательные результаты, поскольку некоторым ее фрагментам суждено было
сыграть определенную роль в обмене корреспонденцией, приведшей к новой полосе
несчастий и страданий в жизни Е.П.Б.
К тому же впоследствии неожиданно как для Синнетта, так и для миссис Кингсфорд
им пришлось столкнуться в борьбе за пост президента Британского Теософского
Общества. Но пока что они встретились как друзья и имели весьма продолжительную
и приятную беседу.
Стэнтон Мозес – преподаватель классической литературы и английского языка в
университетском колледже в Лондоне – часто становился третьим участником их
бесед. Будучи одним из лидеров спиритуалистского движения в Англии, Мозес писал
замечательные статьи для спиритуалистских сборников под псевдонимом "М.А.
Оксон". Подобно Уоллесу, он интересовался больше спиритуализмом, нежели
теософией; он сам стал медиумом, но чисто случайно. Синнетт раньше с ним не
встречался, но слышал о нем от полковника Олкотта, который переписывался с
Мозесом еще в ту пору, когда Теософское Общество располагалось в Нью-Йорке, и
был о нем весьма высокого мнения. Полковник однажды рассказывал Синнетту о том,
что Мозес занялся исследованием медиумизма, преследуя единственную цель:
проверить, действительно ли последний существует, – но вскоре он, совершенно
ненамеренно, стал участником весьма удивительных событий, приведших к тому, что
все научные и философские идеи, усвоенные им в Оксфорде, очень быстро
"развеялись по ветру, и он приобрел иные представления о материи и силе, о
человеке и природе"25. Он признал своим "духовным наставником" некое существо,
которое он называл "Императором" (впоследствии Махатма довольно много рассказал
о нем в своих письмах).
Беседы с Мозесом и мисс
|
|