|
ряд сочинений,
включая и "Очерки эзотерической философии".
Когда Е.П.Б. и Полковник вернулись в Аллахабад после своей поездки в Бенарес,
Старая Леди жестоко страдала от тропической лихорадки, поразившей ее левую руку,
от той ужасной 'костоломной' лихорадки, которая заставляет мучиться почище тех
убедительных орудий, с помощью которых святая Инквизиция поддерживала
ортодоксальность веры"31.
В течение нескольких дней она чувствовала себя совершенно разбитой, но,
благодаря стараниям аллахабадских врачей, к 24 декабря (когда местное отделение
Теософского Общества проводило церемонию принятия в свои ряды нескольких новых
членов) она чувствовала себя уже настолько удовлетворительно, что "некоторые из
ее мелодичных астральных колокольчиков звонили вновь, к удивлению и восторгу
всех присутствующих"32.
"Теософские Близнецы" покинули Аллахабад 28 декабря и прибыли в Бомбей 30-го.
Сразу же по прибытии они отправились в свою новую штаб-квартиру, подысканную
коллегами за время их отсутствия.
Это было бунгало под названием "Воронье Гнездо", расположенное на каменистом
склоне в Бич Кэнди. Его удалось снять в аренду по очень скромной цене,
поскольку считалось, что в нем водятся призраки. Но, если не считать одного
инцидента, быстро улаженного полковником Олкоттом, их там никто не беспокоил.
Новое помещение пришлось им очень по душе, и они пробыли в нем до декабря 1882
г., после чего перебрались в свою постоянную штаб-квартиру в Адьяре, в
окрестностях Мадраса.
_____________
Глава VI
„ОККУЛЬТНЫЙ МИР”
Это было в начале 1881г.
Синнетты собирались посетить Англию. После визита в Аллахабад Е.П.Б. и
полковника Олкотта пролетело целых два месяца, и за это время Синнетт получил
несколько писем от Махатмы К.Х. Он чувствовал, что располагает уже достаточным
материалом для написания книги, идея которой появилась у него не так давно.
Махатма дал разрешение на использование своих писем: "Полностью полагаюсь на
Ваш такт и Вашу рассудительность при решении вопроса о том, что писать и как
именно писать"1. В ходе путешествия у него будет достаточно времени для работы
над книгой, и потому он был уверен, что по приезде в Англию он без труда найдет
подходящего издателя.
На его решение повлияли и другие обстоятельства. Владелец "Пионера" достаточно
терпимо, если даже не поощрительно, относившийся к проявляемому Синнеттом
интересу к Теософии и оккультизму, продал газету господам Раттигану и Уокеру –
владельцам "Civil and Military Gazette"2 (которую Е.П.Б. окрестила "С. и М.
канализацией"3) – и его отношения с новыми владельцами складывались отнюдь не
безоблачно, к тому же они не испытывали никакой симпатии к его частным
интересам. Мысль о том, чтобы взять отпуск, принадлежала ему, так как это
позволяло исчезнуть на какое-то время из поля зрения его новых боссов.
Подготовка к учреждению филиала Теософского Общества в Симле шла своим чередом;
Дамодар, ставший к этому времени челой Махатмы К.Х. и незаменимым работником
для штаб-квартиры Теософского Общества, по просьбе Учителя предложил некоторые
свои соображения на этот счет. Все они оказались полезными за исключением,
пожалуй, одной, весьма сомнительной идеи – увеличить сумму вступительного
взноса с десяти до двухсот или даже – до трехсот рупий, "чтобы отвадить
любителей экзотики"4. Не удивительно, что Учитель расценил это предложение как
"чрезмерное"5.
Однако дело продвигалось и, в целом, время для путешествия представлялось
удачным, к тому же Пэйшенс давно о нем мечтала; да и для Денни перемены могли
пойти на пользу.
Правда, накануне размеренное течение жизни в штаб-квартире было нарушено
возникшей между Е.П.Б. и Олкоттом ссорой. Но теперь ситуация, похоже, уже
пришла в норму. Махатма предложил Олкотту отправиться на Цейлон6 для довольно
продолжительной работы, и тот дал соответствующее обещание.
Е.П.Б. поначалу не возражала. Но затем она потребовала, чтобы он остался и
помог ей подготовить следующий выпуск "Теософа". Олкотт отказался взять назад
свое обещание, и Е.П.Б. в отместку заперлась у себя в комнате, изредка посылая
ему оттуда записки того или иного рода. В одной из них она сообщала, что он
может отправляться хоть в Тимбукту, ей на это наплевать!7
В конце концов, она вышла из своего добровольного заключения, после чего ее
навестил Учитель, объяснивший ей ситуацию. За этим последовал довольно долгий и
серьезный разговор Е.П.Б. с Полковником о будущем Теософского Общества. И одно
из мнений, по которым они достигли абсолютного согласия, заключалось в том, что
наибольший акцент следует сделать на пропаганде принципа братства, а не на
оккультизме как таковом8.
Самого же Синнетта больше интересовал оккультизм, нежели пропаганда братства,
однако сам он пока не очень ясно это осознавал. Как бы то ни было, он
беспокоился о Старой Леди и даже однажды писал об этом Махатме. И когда он
получил наконец обнадеживающее ответное письмо (а случилось это 1 марта, когда
судно, на котором находился он и его семья, зашло в порт Галле на Цейлоне,
чтобы взять там пассажиров), то испытал большое облегчение.
Это письмо довольно любопытным образом было передано через Олкотта, который все
еще находился в Бомбее. Внутри конверта находился еще один конверт, в который
письмо запечатал сам Махатма, с инструкцией полковнику Олкотту – переправить
письмо далее Синнетту, ничего не со общая о нем Е.П.Б. К тому же Махатма
рекомендовал Полковнику оставить ее на несколько дней совершенно одну, пока
гроза не утихнет9.
В своем письме к Синнетту Махатма сообщал, что написал его для того, чтобы
"снять то беспокойство, которое, как я заметил, притаил
|
|