|
участников этой истории. Женщина по имени Абигайль пытается перебраться через
кишащую аллигаторами реку, чтобы увидеться со своим возлюбленным, Грегори.
Моряк по имени Синбад соглашается перевезти ее, если она с ним переспит. Не
имея выбора, Абигайль соглашается. Когда же она оказывается на другой стороне,
Грегори ее отвергает, осудив за неверность.
Мы использовали свой вариант истории про реку с аллигаторами в наших занятиях с
управляющими. Сначала мы разделили группу менеджеров на две команды и поместили
их в отдельные комнаты. Одной из групп была предложена эта история в своем
классическом виде. В задании для второй мы поменяли пол участников: человек на
атом берегу — мужчина, перевозчик — женщина, и на той стороне реки ждет женщина.
Мы попросили обе группы высказать свое мнение о поведении каждого из
участников и назначить им какое-либо наказание.
В классической версии этой истории Синбад, перевозчик, воспринимается как
аморальный субъект, который воспользовался тем, что леди попала в беду. Он
обычно получает самое суровое наказание и считается просто проходимцем. Грегори,
герой-любовник, обычно оценивается как неблагодарный человек, отвергший
девушку после того, как она пошла на жертву ради него. А Абигайль, как правило,
оказывается жертвой, которая выходит относительно чистой из всей этой истории.
Во второй версии все получилось совершенно наоборот. Как только меняется пол
участников, меняются и оценки. Женщина-«Синбад», хотя ее и не очень жалуют,
воспринимается все же скорее как жертва, чем как злодей. «Аморальным типом»
теперь, ясное дело, становится мужчина-«Абигайль», который недостойно принимает
предложение, на которое просто не следовало реагировать. Иными словами, в этой
истории именно на мужчине лежит ответственность, и именно его судят особенно
строго за то, что он воспользовался случаем.
Цель этой «задачки» — еще раз показать, что, во-первых, каждый из нас ведет
себя по-разному, основываясь на свойствах своего типа личности, и, во-вторых,
воспринимаем мы поведение других людей, частично исходя из того, кто они. В
этой истории главным был пол; в другой ситуации основную роль могут сыграть
раса, возраст, профессия или положение в организации — либо какая-нибудь
комбинация этих признаков. И то, что может показаться нам приемлемым в
поведении молодой чернокожей женщины, пожилому мужчине-начальнику с белой кожей
покажется непростительным.
Два главных принципа
Независимо от того, кто вы и каков ваш тип, вот два главных пункта, которые
должны руководить вашим этическим поведением:
1. Единственное этичное поведение, за которое вы можете отвечать, — это ваше
собственное.
2.Ваше понимание чьего-либо поведения может быть отражением вашей системы
ценностей, а не поступков этого человека.
Это может показаться очевидным, но в повседневной суете очевидное порой
забывается. И правда, если бы на земле жил один-единственный человек —вы —
этических проблем бы не было. Проблемы возникают уже с появлением второго
человека со своей версией жизненных ценностей. Вы попадаете в ловушку, невольно
следя за другим человеком, вместо того чтобы признать, что все дело отнюдь не в
нем. Гораздо легче заметить этические «проблемы» у других, чем у себя.
Вы можете из этого заключить, что не существует правды и кривды, что наглая
ложь, обман, воровство ваших подчиненных — не более, чем этическая
интерпретация, отличная от вашей. Но мы хотим сказать совсем другое. Безусловно,
существуют абсолютные правила поведения в нашем обществе, но даже они могут
меняться не только в зависимости от шестнадцати типов личности (и даже
вариантов таковых), но и от этнических, культурных, религиозных и классовых
различий, не говоря уже о личных обстоятельствах.
Например, военный офицер и квакер, оба будучи ISTJ, могут отличаться друг от
друга на 180° в подходе к насилию. Офицер может быть убежден, что единственное
ответственное поведение — это выполнение приказа, требующего обнаружить и
уничтожить противника. Квакер может верить, что единственное правильное
поведение — это следовать велению совести, которая требует не покушаться на
человеческую жизнь. Не забывайте при этом, что, как все ISTJ, оба эти человека
верны своему типу личности, требующему от них ответственности и верности долгу.
Но религиозные расхождения дают им принципиально разное представление об этом.
Еще один пример показывает, как два человека одного и того же типа могут прийти
к двум разным этическим выводам. Две женщины, обе— ENTJ, работают бок о бок в
одном и том же офисе, Мэри — мать-одиночка, ее ребенок проводит день в детском
саду. Сью — увлеченная карьерой замужняя женщина, не планирующая заводить детей.
Их босс принадлежит к той школе менеджмента, приверженцы которой убеждены, что
работники обязаны отрабатывать свое жалованье, а это значит, что, если они не
прикованы к постели и не умерли, они должны отсиживать на работе от и до.
Однако Мэри время от времени сталкивается с серьезными проблемами — больной
ребенок, отмененный в последний момент детский сад, поломка машины —и из-за
этого она либо совсем не приходит на работу, либо опаздывает. Чтобы ее не
выгнали, она считает нужным врать по поводу своего отсутствия: и, права она или
нет, но Мэри уверена, что ее ложь — во спасение. Сью же полагает, что ложь в
принципе недостойна.
Проблема очевидна. Следует ли Сью объясниться с Мэри или поговорить о ней с
боссом, или же она не должна ничего делать, несмотря на свою уверенность в том,
что Мэри поступает неверно?
Чтобы этично разрешить эту дилемму, давайте вернемся к двум нашим базовым
принципам:
* Мы уже ранее указывали, что единственный человек, за этичность поведения
|
|